Франц Кафка (1883-1924) – признанный мастер художественного слова XX века. Восхищался Ф. Достоевским, Г. Флобером, Н. Гоголем. При жизни опубликовал четыре сборника и несколько новелл. Но, его главные произведения были изданы уже после его смерти, несмотря на то, что он велел их сжечь. Ф. Кафка был мастером модерна.
Тема власти, отчуждения и абсурда в творчестве Ф. Кафки была выбрана не случайно. Во времена Ф. Кафки конфликт человека и, окружающей его, действительности стояла весьма остро. Часто человек не видел выхода и заканчивалось это трагедией или сумасшествием - ведь не все люди способны бороться с трудностями, сопротивляться обстоятельствам, сохранив себя как личность.
На выбор темы, также, повлиял интерес к литературному наследию Ф. Кафки и к способам изображения человеческих проблем и проблем общества. Свои романы он писал в непростое время, когда это общество сотрясали бедствия и социальные потрясения. Менялось отношение к человеку, как к личности, а мировоззрение переворачивалось с ног на голову. Ницше охарактеризовал этот период двумя фразами: «Бог умер». Люди стали свободны, но свободны от морали, утратили ценности и познали безнаказанность.
Целью данной работы являются проблемы человека в обществе, пораженном глобальными проблемами, катастрофами, преодоления страхов и искупления вины.
Франц Кафка имел собственное мнение о власти. Красной линией в его литературных и философских рассуждениях о власти и человеке, проходит утверждение, что системы власти человека не существует. Он, вообще, часто рассуждал о народе, о власти, обществе и всегда его рассуждения заканчивались тем, что власть и человек находятся в оппозиции друг к другу.
В романе «Процесс» Йозеф К., приговоренный к казни, сам помогает своим палачам с собой расправиться, потому что он бессилен перед государственной машиной.
Интересно его мнение о политических режимах. Анализируя демократию и авторитарный режим. Он пришел к выводу, что демократия обезличивает власть, а авторитаризм ставит границу между системой и личностью, используя насилие (казни, пытки), но практически не влияет на человека в ментальном смысле. На основание этого, он пришел к выводу, что демократия вредны и ужасна, а тирания бессмысленна.
Все эти теории Ф. Кафка были отображены в романе «Замок». В нем автор изобразил модель государственного устройства с признаками тоталитаризма. В романе он нарочно не показывает имени главного героя, не исторический период, не место действия романа для того, чтобы не искали виноватого.
В Замке непрерывно работает бюрократическая машина и, поначалу кажется, что там налажен четкий порядок. Но, землемер К. постепенно понимает, что законы абсурдны и бессмысленны. Деревня живет по каким-то самостоятельно выдуманной системе, отдаленно имеющую отношение с Замком. Их отношения ограничиваются только четко налаженным контролем за Деревней. Деревня из себя представляет болото. Законы Замка Деревня признает, они для нее единственно верны. Но, только не для посторонних – они видят Замок в другом ракурсе. Например, Землекоп К. Он, все же, нашел свою выгоду. Бюрократическая машина Замка его недооценила, что дало ему больше свободы. Творить или жить – дилемма, которая стояла перед многими творческими людьми, в том числе и перед Кафкой.
«Замок» - образчик пессимизма и философии социальной ответственности. Автор, даже, посмеивается несовершенству человека и считает его жалким не потому, что так случилось, а потому что так должно быть. Но, не всех он делает жуками. Землекоп К. начинает борьбу с Замком, но безуспешно. Ф. Кафка твердо стоит на своем.
Истоки болезни общества в социуме Ф. Кафка видел в развитии буржуазии и капиталистических отношений. По мнению Ф. Кафки, при капитализме отчуждение и проблемы во власти – процесс закономерный и имеет два направления: идеологический (духовный) и экономический. Духовную линию Ф. Кафка наиболее полно отразил в книге «Лики времени»: «...с обнаженной наглядностью и впечатляющей отчетливостью Кафка отразил в своём творчестве порабощающую, подавляющую человека идеологическую сторону отчуждения» [1]. Некоторые соратники Ф. Кафки видели выход в революции. Но, сам Ф. Кафка не видел в революции способа преодолеть отчуждение, потому что на человека смотрел как на: «пассивное, страдающее существо, испытывающее на себе давление непостижимых, громадных сил зла, находящееся в состоянии ужаса или страданиях, охваченное чувством непрочности и обреченности бытия»[2]. Он человека, даже не рассматривал, как часть мира, а его связь с миром считал заблуждением и иллюзией. По Кафке мир несправедлив, и он больше верил в силы зла. Эти его мысли нашли отражение в романах «Приговор» и «Замок».
Но, особенно Кафку занимало отчуждение в семье, так как это явление он ощутил в полном объеме на себе. Конфликт «родители-дети» безупречно описан в новелле «Превращение». Замза – главный герой, был не любим в семье, после чего превратился в насекомое невероятных размеров и отчужден родителями. Гигантский жук – это, не то, чтобы страх, сколько самоощущения человека, который никому не нужен. В этот рассказ автор вложил все испытания и страдания своего детства и воплотил свои ощущения отчужденности в образе огромного жука. Автор сочувствует Замзе и, в его лице, слабому человеку, но, все равно считал, что страдания – суть человеческой жизни. Автор, также считал, что, если Замза не может ничего предпринять, то ему должны помочь его родители, А родители, наоборот, отдалились от него и, даже, ощутили облегчение, когда насекомое, их сын, погибло. На мой взгляд, это тяжкие последствия воспитания Ф. Кафки.
Критик Д. Затонский, изучая работы Ф. Кафки, обобщил понятия отчуждения: «…вещи в «индустриализированном обществе» как будто сами становятся хозяевами человека, подавляют его. Кроме того, в буржуазном государстве, где разорваны все прежние феодальные иерархические связи, человек чувствует себя отчуждённым от своего окружения, одиноким»[3].
У Ф. Кафки и Б. Брехта были схожие взгляды на капитализм и, связанное с ним, отчуждение. Согласия не было только в способе изменения мироустройства. Б. Брехт был сторонником революционного пути. Ф. Кафка думал иначе – он был против революций, так как мир отчуждения он считал истинным и закономерным.
Франца Кафку легко узнать по парадоксам и абсурдности сюжетов. Абсурд, как мне кажется, любимый прием всех модернистов, а Кафки в особенности. Он пользовался им во всех своих произведениях. Особенно ярко в «Превращении», «Замке» и в «Процессе». Абсурдный мир для Кафки «дом родной». Это отмечали все современники и исследователи Ф. Кафки: «Абсурдный герой, который обитает в абсурдном мире, но, трогательно и трагически бьется, пытаясь выбраться из него в мир человеческих существ – и умирает в отчаянье»[4]. К примеру, рассказ «Процесс». Его смысл в отсутствии смысла. Йозеф К. узнает, что его скоро будут судить. Он пытается что-то
выяснить, но судебный процесс его преследует. Сам процесс прошел в полной темноте, не удивился приговору.
Налицо все признаки абсурда. Он присутствует и в «Превращении», когда человек, ничего не предпринимая, вдруг превращается в жука. Грань между логикой и абсурдом отсутствует, практически, во всех произведениях Кафки. Эта двойственность, противоречия и есть секрет успеха автора.
Значение такой категории как вина, имеет большое значение в творчестве Ф. Кафки, не только с литературной точки зрения, но и с религиозной. Вина является особенно важной категорией для Кафки, ведь он часто обращается к библейским образам, сюжетам, традициям. Например, в «Процессе», в сцене, где тюремный священник рассказывает Йозефу К. притчу «У врат закона». Главная загадка состоит в том, что он не знает за что его судят. Некоторые исследователи выясняли это. Т. Адорио видел вину героя в том, что он упорно искал справедливость. М. Бубер выдвинул версию абсолютно абсурдную, что: «…несправедливый суд приводит в исполнение справедливое решение, вынесенное высшей инстанцией»[5]. Тут прослеживается обращение к древней библейской традиции. Замечая любимый прием Кафки – двойственность, смело можно предположить, что «высшая инстанция», ни что иное, как Бог, божий суд, а обвинили Йозефа К. за сомнения в промысле божьем, строптивости и справедливости суда. Автор показал сплетение иудаистскую религию и ветхозаветную историю Иова: «Чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды; и Он нашел обвинение против меня и считает меня своим противником»[6]. Йозеф К. виновен в своей слабости. Чувство вины заставило его признать справедливость наказания и, даже необходимость его казни. Перед смертью он увидел в окне незнакомца, наверное, Бога. Я думаю, что «вину» свою он искупил, но не понял, за что его наказал Бог.
Многие исследователи творчества Ф. Кафки называют его «любителем ужаса». Он один из первых понял, что в человеке, помимо позитивных качеств, присутствуют еще стяжательство, зло, страх. Человек, по природе своей, не однороден и все люди испытывают страх, любовь, разочарование. Страх перед окружающим миром, перед обстоятельствами, перед жизнью вообще. Основой своего понимания Ф. Кафка считал, именно, страх. Автора всю жизнь преследовал страх перед отцом, перед женщинами, перед властью, да и перед жизнью вообще. Он вел скучную жизнь. Оживала она ближе к вечеру, когда начиналась, милая его сердцу, литературная жизнь. Именно в ней он не боялся дать волю своим чувствам, фантазиям, а его страхи уже не казались такими страшными. Только он и здесь умудрялся найти чего бояться. В то время, когда его называли «новым непостижимым гением», он отказывался публиковать свои произведения, потому что боялся, что они не понравятся, их раскритикуют, а его назовут бездарностью. Ф. Кафка, до самой своей смерти, сомневался в своих литературных способностях и талантах. В своих работах он культивирует страх перед обстоятельствами, смирение.
Все, о чем он писал, непостижимо! Почти все его литературные работы имеют автобиографический подтекст. Все страхи, фантазии, параллельные миры, непостижимым образом, становились сюжетами его творений, которые помогали Кафке их преодолеть.
Франц Кафка оставил нам в наследство пищу для ума. Читатели Кафки по всему миру может найти в его книгах определенный смысл, выбрать то, что ближе ему и самостоятельно расставить акценты. Я бы назвала чтение Кафки литературным экспериментом.
[1] Сучков Б. Лики времени// Худ.лит. 1976
[2] Кафка Ф. Лики времени//цитата
[3] Затонский Д. Австрийская литература в XX столетии// Худ.лит. 1985 г.
[4] Набоков В
[5] Бубер М. Лекция в школе психиатрии в Вашингтоне// 1957 г
[6] Ветхий завет: Книга Иова 33:9-10