В июне 2020 почти незамеченной прошла новость об отказе России от расширения границ Северного морского пути. В публикации о проекте создания СМТК – северного морского транспортного коридора, я отметил, что осуществление этого проекта позволило бы регулировать судоходство и грузопотоки на всем протяжении морского участка международных грузоперевозок между Западом и Востоком в обход Суэцкого канала. Выгодно? Очень.
В мае 2020 Минвостокразвития, Минтранс, МИД и ГК «Росатом» для выполнения Указа президента РФ - к 2024 г обеспечить перевозку 80 млн.т грузов (2019г - 31,5млн.т. - прим.авт.) обсудили возможности расширения границ СМП. Для расширения в маршрут включили 5 морей: Баренцево, Белое, Печорское Берингово и Охотское. Другими словами – условно расширили (ИЭЗ) исключительную экономическую зону СМП до южной границы Охотского моря.
Статья 5.1. п.1 «КТМ РФ» «Плавание в акватории Северного морского пути» гласит: СМП - это «…водное пространство, прилегающее к северному побережью РФ, внутренние морские воды, территориальное море, прилежащая зона и исключительная экономическая зона РФ». Проще говоря, ИЭЗ «привязана» к сегодняшним границам СМП. Согласно той же Статьи 5.1 КТМ РФ: СМП ограничен с востока линией разграничения с США и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом м. Желания до Новой Земли и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.
Для СМП особые правила судоходства, в соответствии с «Конвенцией ООН по морскому праву» устанавливает Россия. Это: организация плавания, выбор маршрутов, информационные услуги, организация поисково-спасательных операций и др. Размер платы за ледокольную, ледовую лоцманскую проводку судна и др. на СМП определяет оператор. Но только в существующих границах СМП, который признан ИЭЗ России. Признан из-за наличия льдов в акватории. А доказать наличие льда на новом маршруте сложно. Порты, которые предлагалось включить в СМП, вообще не замерзают.
Против расширения границ возражал и оператор СМП – ГК «Росатом»: технически можно внести изменения в «Кодекс торгового мореплавания РФ», но тогда придется расширять ИЭЗ. Возникают противоречия с международным морским правом. Помимо этого, сыграло роль и то, что ПАО «НОВАТЭК» - крупнейший пользователь СМП, НК «Роснефть» и «Нефтегазхолдинг» объявили о снижении объемов предстоящих в 2020 году перевозок. В итоге, для выполнения майского Указа не хватает > 20 млн.т грузов. Правительство РФ передумало менять границы Северного морского пути.
Источники: rbc.ru, КТМ РФ, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года