Найти тему
Дмитрий Карпенко

Послание к Филимону - весть о равенстве всех людей в очах Божиих

Апостол Павел в темнице
Апостол Павел в темнице

Послание к Филимону - самое короткое из посланий апостола Павла. По сути - это личное письмо, в котором содержится очень важная просьба, обращенная к адресату послания и в которой выражается сущность взаимоотношений, которые должны отличать человека с христианским мировоззрением.

Как и в прочих посланиях апостола, обращает на себя внимание, что автор, имея несомненный духовный авторитет и связанные с этим определенные исключительные полномочия, предпочитает не отдавать директивные указания, но стремится расположить своего собеседника увещаниями, разъяснениями. Павел умеет убеждать, а не навязывать то, что представляется правильным.

Фабула послания связана с историей о беглом рабе Онисиме, уверовавшим во Христа через проповедь апостола Павла. Очень непростая, в каком-то смысле скандальная тема рабства в послании к Филимону открывается совершенно новой гранью, немыслимой для нравов царивших в Римской империи.

Рабство было неоспариваемой институцией, одной из фундаментальных основ общественных взаимоотношений. Невозможно представить открытое выступление против этой институции. Сейчас многие вещи могут казаться нам дикими, но во времена античности, да и много столетий позднее, рабство было составной частью существовавших порядков.

Главная суть рабства в том, что раб не обладал никакими правами и был в абсолютном подчинении у своего хозяина. Одушевлённая собственность приравнивалась к вещи, использование которой целиком и полностью было во власти господина.

Онисим был беглым рабом, то есть, как обыгрывается значение этого имени (Онисим, означает - полезный), оказался в какой-то момент негоден своему хозяину. Но через апостола Павла обрел веру во Христа, после чего апостол спешит связаться с его хозяином, которым оказался еще один некогда уверовавший житель малоазийского города Колоссы Филимон.

Павел признает права Филимона на своего раба, но вместе с этим предлагает совершенно новую, радикальную модель отношений между рабами и их хозяевами. Раб - это не вещь, не вьючный скот, а собрат в Господе, которого должно принять ровно также, как если бы это был сам Павел, принесший евангельское благовестие в дом Филимона.

Послание к Филимону, не смотря на свой личный характер по весьма специфическому вопросу, составляет очень важную часть христианского благовестия. Каждый человек имеет возможность прийти к познанию Истины. Но открывшаяся Истина побуждает пересмотреть привычный взгляд на принятый и понятный ход вещей. Именно христианство, не вступая в политическую борьбу за права, приносит в этот мир торжествующего неравенства весть о равенстве всех людей в очах Божиих.

Эта именно та новая реальность, о которой апостол Павел напишет в своем послании к Коллосянам (среди которых и Филимон со своей домашней церковью), где уже «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3: 11).