Эта статья — мой вольный перевод Game Changer: Hatcha от DJMag. Будет очень приятно, если вы поделитесь ей со своими друзьями и подпишетесь на Selector: Youtube, Telegram, VK, Spotify. Поддержать проект можно здесь. Всем мир!
Начинающему гэридж-диджею Терри Леонарду aka Hatcha было всего 16 или 17 лет, когда в начале 00-х он встал за прилавок музыкального магазина Big Apple в Кройдоне. До этого Терри постоянно приходил туда, покупал пластинки и болтал с Artwork'ом и джанглистом Hijak, старшим братом Skream'а, работавшими там. Сам Skream, он же Оли Джонс, тоже заглядывал и рассказывал, как делает треки в программе Music 2000 на PlayStation.
«Мы поддерживали его начинания. Benga занимался тем же самым, у него тоже был Music 2000, — вспоминает Hatcha. — Они делали музыку, приносили кассеты и мини-диски со своими наработками, а затем кто-то показал им Fruity Loops. Как только они засели за неё, то больше не появлялись!»
Caspa тоже стал приходить. «Он только начинал писать музыку и диджеить. Кажется, тогда он работал в магазине кроссовок. — говорит Hatcha. — Distance, Mala, Coki, Loefah. Все эти парни приносили свою музыку. Наступил момент, когда в моём распоряжении оказался целый арсенал еб*нутых битов».
Hatcha начал чаще играть такие дабовые би-сайды гэридж треков. «Можно считать это более глубокой стороной гэриджа. Более эмбиентное, более трайбл звучание, — рассуждает он. — Я ставил им записи Horsepower Productions, треки Zed Bias / Maddslinky, El-B, Phuturistix. Я давал этим ребятам очень много таких пластинок и говорил, что мне нужен от них подобный стиль. Я начал добавлять эти треки в свои сеты на пиратском радио, и совсем скоро моё еженедельное двухчасовое шоу состояло сплошь из новой музыки.»
Кройдон находится примерно в 15 километрах к югу от центра Лондона. В начале XX века он был знаменит своим автомобильным производством (в этом он похож на Детройт), а в 60-е превратился в бюджетный пригород с офисными зданиями, возвышающимися тут и там. Какое-то время Кройдон процветал, но в последние пару десятилетий он переживает не лучшие времена. Hatcha не может сказать какую именно роль в появлении дабстепа сыграла атмосфера Кройдона.
«Думаю, это был всего лишь удачный момент, — отвечает он. — В Кройдоне подросткам особо нечем заняться, ну, по крайней мере, так было тогда. Просто подходящие подростки в подходящий момент нашли то, что их заинтересовало. А именно создание музыки.»
«Таким ребятам, как Skream и Benga в то время было по 13-15 лет. Они были молоды, увлечены и нетерпеливы, — продолжает Hatcha. — Кройдон не Челси. В этом районе не крутятся огромные бабки. Конечно, здесь есть деньги, но не прямо горы. У нас тут муниципальное жильё, большие многоэтажки. 80% кройдонцев не родились с серебряной ложкой во рту... поэтому их всегда будут привлекать такие вещи, как музыка.»
Big Apple был местом встречи молодых фанатов танцевальной музыки в годы формирования дабстепа. «Каждый день народ приходил в Big Apple в поисках этих треков, — рассказывает Hatcha. — Zinc, Hype, Bailey из Metalheadz (он, кстати, одно время там работал). У нас в магазине было всего понемногу. Затем появились новые лейблы вроде Tempa, и мы запустили собственный лейбл Big Apple Records. Именно там мы и стали выпускать Benga, Skream, Digital Mystikz, на нашем собственном лейбле.»
Нил Джоллифф создал Tempa Recordings в 2000 году, вначале выпуская дарк-гэридж от проектов вроде Horsepower Productions. Вместе с Сарой Локхарт по прозвищу Soulja, они организовали Ammunition Promotions. Так появилась на свет вечеринка FWD», проходившая в клубе Velvet Rooms. Сара и Нил спросили у Hatcha, не хочет ли тот записать микс из всего этого дабового тустепа, который он продвигает. Вместе они придумали название Dubstep Allstars Vol. 1. «В то время я был единственным диджеем в мире, игравшим эту ёб*ную музыку, — смеётся Hatcha. — Больше некому было записывать этот микс! Когда он вышел, то вызвал огромный отклик. Всем стало интересно — это же была совершенно новая тема. Возник своего рода культ.»
Первую часть Dubstep Allstars Hatcha собрал за один день. «Треков было настолько ограниченное количество, что у меня и треклиста-то не было, — говорит он. — Это было примерно так: 'Запиши микс из той музыки, что у тебя есть и давай выпустим его'. Именно так мы и сделали. Один дубль прямо в моей спальне и готово. В те дни не было никаких CDJ, ноутбуков с Ableton и подобного дерьма.»
Микс начинается с лихорадочных битов, дабового эха и звенящего баса Babylon от Kode9 и Daddy G из Massive Attack, а после проносятся треки El-B, Horsepower, Benga & Skream и Benny Ill. Периодически звучат работы и самого Hatcha: Highland Spring (с Benny Ill) и под конец Dub Express и Conga Therapy. Во многих треках на компиляции тустеп-ритм искажён до неузнаваемости (по большей части в тех, которые имеют отношение к Tempa и Big Apple), а в некоторых уже можно услышать зачатки вобл-баса. «Откуда нам было знать, к чему это приведёт, — говорит Hatcha. — Никто не занимался этим ради денег, но мы ведь вкладывали душу в эту музыку и просто хотели делиться ей с людьми.»
Дабстеп превратился в новый крутой андеграундный звук, но переломный момент наступил не сразу. «Несколько лет я разъезжал по миру, играл за полсотни фунтов перед десятью людьми, — вспоминает Hatcha. — Всё изменилось, когда Skream выпустил Midnight Request Line. Но, когда треки стали заходить на коммерческую территорию, то ситуация абсолютно по-дебильному вышла из-под контроля. Как только дабстеп пересёк эту черту, события моментально ускорились — всё из-за интернета.»
Все мы знаем, что Америка сделала с дабстепом. Нелепые, накачанные стероидами басы и биты спровоцировали негативное отношение к этой музыке среди слушателей. «Жанр стал глупеть, — соглашается Hatcha. — Дабстеп у людей стал ассоциироваться с этими дрелеподобными треками. Но Skrillex не имеет к этому никакого отношения, Datsik, Excision и все эти люди, которые делают агрессивный дабстеп, не имеют к нему никакого отношения. Всё дело в интернете. Люди заливают на Youtube видео, где нет ничего, кроме этого повторяющегося звука бензопилы. И подростки такие: 'Хм, а что такое дабстеп? Пошли на Youtube!'. И всё, что они слышат это 'нёр-нёр-нёр-нёр-нёр-нёр-нёр-нёр-нёр-нёр-нёр' на протяжении шести минут. Это не дабстеп. Это лишь ещё одна сторона жанра.»
Hatcha резко переходит к тем, кто критикует дабстеп-сцену. «Откуда, бл*ть, берутся все эти диванные эксперты, которые пишут в своих блогах 'дабстеп мёртв', хотя график выступлений основных представителей жанра расписан надолго вперед?», выпаливает он. «Чуваки, да вы ни хрена не знаете. Мы до сих пор здесь!»
Tracklist:
- Kode 9 feat. Daddy G – Babylon
- High Plains Drifter feat. Goldspot Productions – Sholay
- El-B – Amazon
- Benga & Skream – The Judgement
- Benga – Star Wars (The Hatcha VIP)
- Markone – Rage
- Horsepower / T.G.S. – On Tha Run
- Skream – Monsoon
- Benny Ill & Kode & The Culprit – Fat Larry's Skank
- Benny Ill & DJ Hatcha – Highland Spring
- Benny Ill & DJ Hatcha – Crazy Intro
- Horsepower Productions – Classic Delux
- Roxy & El-B – Cuba
- Benny Ill & DJ Hatcha – Poison
- Benga – Amber
- Menta – Rubba
- DJ Hatcha – Dub Express
- Benny Ill & DJ Hatcha – Stand Clear
- DJ Hatcha – Conga Therapy