Найти тему
Две Войны

Что стало с офицерами Власова после войны

Оглавление

Среди офицеров Русской освободительной армии практически не было белоэмигрантов – те входили совсем в другие антисоветские вооружённые формирования. Командиры РОА, как и сам генерал Власов, были бывшими офицерами Рабоче-крестьянской Красной армии – людьми из народа, в большинстве своём – коммунистами и комсомольцами. Что стало с теми из них, кто не получил пулю в 1945-м, без суда и следствия?

Мало кому из власовских офицеров удалось в 1945 году избежать возмездия за измену присяге, скрывшись в других странах. И это несмотря на то, что бо́льшая часть власовской армии смогла сдаться не советским, а американским или британским войскам (некоторые умудрились даже французским).

Советский Союз занял в их отношении непримиримую позицию: все граждане СССР, а также бывшие граждане царской России, служившие Гитлеру, должны быть возвращены на Родину. И союзники не стали противоречить этому ультиматуму, им это было не выгодно.

Они выдали СССР почти всех русских военнослужащих Третьего Рейха, попавших к ним в плен – и красноармейцев, и казаков, и бывших белогвардейцев. В общей сложности – 1 млн 866 тыс. человек. Примерно 160 тыс. всё же смоли тем или иным способом «затеряться» на Западе и избежать репатриации.

Хольмстон-Смысловский, один из тех, кто сумел скрыться на Западе, путём бегства в Лихтенштейн. Фото в свободном доступе.
Хольмстон-Смысловский, один из тех, кто сумел скрыться на Западе, путём бегства в Лихтенштейн. Фото в свободном доступе.

Основная же часть офицеров и солдат Андрея Власова попадала вот на такой конвейер НКВД:

1. Тюрьмы или фильтрационные лагеря

На этом этапе власовцев проверяли на причастность к военным преступлениям. На каждого офицера заводили дело, собирая подробные сведения о его деятельности в РОА.

«Фильтр» состоял в том, чтобы отделить тех, чьи руки обагрены кровью советских военнослужащих или партизан, от тех, кто не был замешан в убийствах. Первые предавались суду и казни, вторые – отправлялись в Сибирь, искупать свою вину перед Родиной ударным трудом.

Своей участи власовцы ожидали в фильтрационных лагерях от нескольких недель до нескольких месяцев – в зависимости от того, как продвигалась проверка.

2. Исправительно-трудовой лагерь или спецпоселение в Сибири

Офицеры, сотрудничавшие с немцами, но не уличённые в кровавых злодеяниях, как правило, получали от 10 до 25 лет исправительно-трудовых лагерей. Их труд использовали на лесозаготовках и в деревообрабатывающей промышленности, на железнодорожном строительстве в Сибири и на угольных шахтах Кузбасса.

Некоторым повезло больше: они попадали не в лагерь, а в спецпоселение. По воспоминаниям прокопьевских шахтёров, трудовые будни таких власовцев практически не отличались от жизни обычных горожан.

«Работали они также, как и все. Продуктовые карточки у нас были одинаковыми, нормы выработки и расценки начисления зарплат были тоже едиными для всех».

Власовцы, попавшие в спецпоселения, могли передвигаться по городу, а в выходной день имели право выехать и за город. Единственное ограничение – раз в неделю им нужно было лично прийти в военную комендатуру и отметиться. Через некоторое время отмечаться им разрешили лишь раз в месяц.

Но численность спецпоселенцев постоянно сокращалась, так как за любую провинность их могли лишить этого статуса и отправить в лагерь, к основной части бывших «соратников по оружию».

Военнослужащие 1-й дивизии РОА. Прага, 7 мая 1945. Фото в свободном доступе.
Военнослужащие 1-й дивизии РОА. Прага, 7 мая 1945. Фото в свободном доступе.

3. Смерть от тяжёлых условий жизни либо амнистия в 1953 или в 1955 году

Назначенных 25 лет никто из власовцев, конечно, не отсидел. Максимум – 10. Некоторые были амнистированы после смерти Сталина, знаменитым «холодным летом 53-го». Остальные – осенью 1955 года, по хрущёвскому указу об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами. В 1956 году бывшие власовцы смогли получить паспорта и «с чистого листа» начать очередной этап своей жизни.

Но дожили до этого, разумеется, далеко не все. Болезни, тяжёлый труд, скудное питание и медобслуживание в лагерях унесли много жизней.

Но давайте пройдёмся по некоторым конкретным персоналиям.

Бежавшие в другие страны. Пример – Андрей Нерянин

Полковник РККА, зам. начальника штаба 52-й армии Андрей Нерянин попал в плен к немцам в ноябре 1941 года под Вязьмой. На первых же допросах он согласился сотрудничать с оккупантами и был отправлен на курсы пропагандистов в лагере Вульгайде, под Берлином. После обучения трудился на «переднем крае» психологической и агитацинной войны с СССР.

В 1944-м был назначен начальником оперативного отдела штаба Власова. Вместе с многими другими власовцами, в 1945 году был взят в плен американскими войсками. Избежал выдачи СССР, т.к. узнал или догадался о ней заранее и бежал из лагеря военнопленных, чудом протиснувшись через канализационную трубу.

После войны жил сначала в ФРГ, затем в США, под именем Михаил Алдан. Написал книгу «Армия обречённых», которая была впервые издана в Соединённых Штатах уже после его смерти, в 1969 году. Читать подробнее о нём, можно здесь.

Власовцы на параде. Фото в свободном доступе.
Власовцы на параде. Фото в свободном доступе.

Выданные союзниками и казнённые по приговору советского суда. Пример – Георгий Жиленков

До войны Жиленков был партийным функционером, а летом 1941 года стал бригадным комиссаром в 32-й армии. В октябре 1941-го, попав в плен, он сумел скрыть свою должность (комиссаров немцы, как известно, сразу расстреливали). Назвался рядовым Максимовым и сразу согласился на сотрудничество с оккупантами. До мая 1942 года служил у немцев шофёром, пока другой предатель не опознал его.

На допросе Жиленков назвал себя генералом и убедил гестапо, что может быть полезным в качестве агента и организатора пропагандистской работы. До конца войны жил в Берлине, занимался изданием власовских газет, листовок и брошюр для бойцов Красной армии, советских военнопленных и военнослужащих РОА.

В мае 1945-го бежал в американскую зону оккупации, просил политического убежища, предложил свои услуги УСС (предшественник ЦРУ). Но американцы не посчитали его ценным для своих спецслужб и выдали СССР. 1 августа 1946 года Жиленков был повешен по приговору советского суда.

Отсидел и начал новую жизнь в СССР. Пример – Пётр Кучинский

Среди власовских офицеров таких немного. Всё-таки спрос с них был выше, чем с простых бойцов. Поэтому большинство офицеров-изменников было казнено. Чем выше звание – тем выше и «процент смертности» среди них.

Офицеры РОА. Фото в свободном доступе.
Офицеры РОА. Фото в свободном доступе.

Генералы РОА и других антисоветских вооружённых формирований вообще все без исключения получили от советского суда пулю или петлю висельника. Лишь один избежал этой участи – казак Иван Кононов, бежавший в Австралию и проживший там до 1967 года.

Интересна судьба капитана Кучинского, который в мае 1945-го помог арестовать Власова. В сентябре 1941 года он попал в «Киевский котёл»; вырвался с остатками своего батальона из окружения и 1,5 мес. пытался «догнать» стремительно катившуюся на восток линию фронта, чтобы вернуться к своим. Не удалось. В концлагере заболел тифом и согласился сотрудничать с немцами, чтобы выжить.

За содействие захвату генерала Власова Петру Кучинскому в 1945 году была обещана амнистия, и даже вышел указ о его награждении орденом Отечественной войны.

На деле награды он не получил, и после войны ещё долгое время провёл в лагере, откуда писал прошения о помиловании во все инстанции.

В итоге был выпущен под подписку о неразглашении обстоятельств ареста Власова. В Москву ему вернуться не разрешили, и Кучинский поселился в Тульской области. Там его навещали лишь две дочери: жена, с 1941-го года не имевшая от него вестей, уже давно вышла замуж за другого.

О нацистских преступниках, которым удалось скрыться, можно читать здесь.

Многие бывшие власовские офицеры после лагерей и не возвращались на свою малую родину, начав новую жизнь в другом регионе страны и умалчивая о своём прошлом.

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки , подписывайтесь на мой канал и пишите, что думаете - всё это мне очень поможет !
Подписывайтесь на канал "Две войны " в телеграмм

А теперь вопрос читателям:

Как Вы считаете, как ещё могла сложится судьба власовского офицера?