Честно скажу, что для меня главной достопримечательностью Северной Осетии, которую я больше всего хотел увидеть, был средневековый некpoпoль в Даргавсе.
Историю о нём и почему осетины хоронили своих предков в ...лодках, можно почитать ЗДЕСЬ.
Но совершенно не запланированный к посещению каньон Кадаргаван в Куртатинском ущелье стал вполне приятным бонусом. Едешь себе такой, едешь, и вдруг ТАКОЕ!
Кадаргаван - это узкая расщелина в скале глубиной более 60 метров, промытая рекой Фиагдон.
В одном месте теснину перегородил огромный валун. Отдельные туристы не упускают возможности показать свою молодецкую удаль, а так же оставить свой "автограф" на скале.
Недалеко от автомобильной дороги начинается так называемая "Тропа Чудес". По сути, это пеший кольцевой маршрут для 10-минутной прогулки по бетонной "тропинке" с несколькими мостиками, перекинутыми через пропасть.
Кто бывал в Хаджохской теснине, наверняка заметит определенное сходство.
Но дело не только в похожем ландшафте. Как и в Адыгее, в Кадаргаване для завлечения туристов тоже организовали зверинец, обитателей которых любому здравомыслящему человеку становится жалко.
В некоторых источниках это место гордо именуют "зоопарком в Фиагдоне", но по факту, это только тот самый леопард (о котором ниже) и парочка несчастных медведей.
Что касается леопарда, то там всё еще грустней. Сначала тебя забавит его кличка Крым на табличке, но потом ты смотришь на его скромную по размерам клетку, печальные глаза дикой кошки и тебе уже как-то не до смеха.
Собственно, чувство жалости к Крыму возникает почти у всех посетителей. Такой красивый и гордый зверь вынужден жить в этой тесной металлической клетке. В интернете даже создавали петицию с призывом отпустить его в дикую природу, которую подписало более 500 человек. Но, как выяснилось, в таких условиях Крым находится с юного возраста и совершенно разучился охотиться. Поэтому в диких условиях ему просто не выжuть.
Между тем, стоит отметить, что в настоящее время кавказский леопард находится под угрозой исчезновения.
Общая популяция данного подвида леопарда во всем мире оценивается в 870—1300 особей. Больше всего их сохранилось в Иране, а в России они занесены в Красную книгу как исчезающий вид и отнесены к 1 категории.
Более того, с 2007 года существует программа восстановления кавказского барса на Северном Кавказе. Построили специальный Центр в Сочи, завезли животных из Ирана и Туркменистана. С котятами в 2014 году перед Олимпиадой даже Путин приезжал пофоткататься для инфоповода.
В 2016 выпустили первых трех подготовленных животных со специальными радио-ошейниками в дикую природу. Одна самка ушла в Абхазию и попала в браконьерский капкан (эти упыри даже снялu с неё шкуpу). Вторая тоже была найдена без прuзнаков жuзнu. Самец предположительно сбросил ошейник и исчез. Но это не точно.
В августе 2020 зоологи выпустили в Кавказском заповеднике еще одну пару барсов. Очень надеюсь, что им повезет больше.
А что же с грустным леопардом по кличке Крым?
По сообщениям в прессе, в начале марта этого года Крыма не стало. В своей клетке он прожил 20 лет. Но был ли он счастлив в неволе хотя бы один день из этих 20 лет? Вот вопрос, который не дает мне покоя.
Пишите, что думаете по этому поводу, а так же читайте другие мои заметки из путешествий по Северному Кавказу:
- 300 километров по горам Дагестана и размышления о том, почему дагестанцы уже не те, что были раньше
- Какой народ первым на Кавказе начал строить башни. Попытался разобраться и только ещё больше запутался
- Счастье есть! Автоматическая палатка существует (радуюсь уже 4 год)