Найти в Дзене
HSEPRESS

Между магией и реальностью

Оглавление

Школьная программа по литературе часто (и очень незаслуженно) упускает из виду магический реализм. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это литературное направление таит в себе много интересных, неожиданных и экзотических особенностей. Каких — сейчас расскажем.

Robert Gonsalves «Over the Moon»
Robert Gonsalves «Over the Moon»

Несмотря на то, что официально магический реализм возник только в 20-х годах прошлого века, его признаки можно найти и в более ранних произведениях мировой литературы. Характерный синкретизм, то есть сочетание действительного и иллюзорного, проявляется в следующих чертах этого жанра:

Двоемирие

Что в «Шинели» Гоголя, что в романах Габриэля Гарсиа Маркеса читатель наблюдает сюжет, разворачивающийся в двух измерениях. Большая его часть протекает в реальном мире, но события, меняющие ход истории, происходят с участием выдуманных существ, либо в мире сна, фантазии. Этот приём позволяет разграничить два участка художественного пространства, не нарушая их тесную связь. Такая особенность текста позволяет вовлекать читателя в незатейливую игру, в ходе которой произведение напоминает каждому его дела давно минувших дней.

Н. Альтман «Выбор имени Акакию Акакиевичу»
Н. Альтман «Выбор имени Акакию Акакиевичу»

Условность времени

Хронологические границы обречены на размытие, когда речь идёт о вмешательстве потустороннего мира в повседневность. Читая «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса, порой сложно понять, о герое какого времени идёт речь, и вспомнить, как повествование пришло к настоящему моменту. Благодаря созданию множества параллельных миров писатели достигают сложного эффекта лабиринта в своих текстах — и от этого читать становится только интереснее.

А. Кабанин, иллюстрация к книге «Сто лет одиночества»
А. Кабанин, иллюстрация к книге «Сто лет одиночества»

Мотив одиночества

Зачастую он становится ведущим в произведениях магического реализма. Герои, преодолевая пространство и время, неизбежно остаются наедине с воспоминаниями и страхами. И русский Акакий Акакиевич, и латиноамериканец Хосе Аркадио оказываются перед жестоким миром в одиночестве, и оба героя проигрывают в этой войне.

Притчевость

Многие произведения магического реализма изобилуют библейскими мотивами, отсылками к религиозным писаниям и преданиям древности, которые зачастую играют сюжетообразующую роль. Обобщения, выразительный язык, кольцевая композиция и большое внимание к вечным темам, характерные для литературной притчи, встречаются у Борхеса, Маркеса и… Некрасова! «Кому на Руси жить хорошо» — произведение вполне реалистичное, но не потерявшее при этом магических атрибутов. Николай Алексеевич не только сделал притчевость основным приёмом в тексте, но и поэтизировал образ народа, что также является проявлением жанровой специфики.

Стоит отметить, что магический реализм существует не только в литературе, но и в живописи. Картины Роберта Гонсалвеса — типичный пример направления, создатель которого в лучших традициях Сальвадора Дали стирает грань между мирами фантазии и реальности.

Robert Gonsalves «Beyond the Reef»
Robert Gonsalves «Beyond the Reef»

После Второй мировой войны направление получило второе рождение и стало окончательно признанным среди сообщества литературоведов. Что стоит почитать, чтобы понять отличие магического реализма от обычного?

Русские авторы:

  • Николай Васильевич Гоголь «Невский проспект», «Шинель», «Нос», «Портрет»
  • Николай Алексеевич Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • Андрей Платонович Платонов «Чевенгур», «Котлован»

Западные авторы:

  • Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества»
  • Хулио Кортасар «62. Модель для сборки»
  • Алехо Карпентьер «Царство земное»
  • Джуно Диас «Короткая фантастическая жизнь Оскара Вау»
  • Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ»

Автор: Бэтси Исакова
Редактор: Дарья Нестерова