Начало путевых заметок смотрите здесь.
<<Ну вот я и в столице Поморья - Архангельске.
Поначалу были планы отправиться в Северодвинск на электричке, отходящей через 15 минут... (дабы лишний раз не выходить в город... - вдруг контроль?... И кстати по громкоговорителю объявляли: Прибывшие из Москвы, Московской области, Питера и Ленобласти должны соблюдать режим самоизоляции в течение 14 дней)
Пытаюсь понять, где находится пригородный поезд на Северодвинск – с главной платформы, куда прибыл наш поезд, его не видно и как перейти на другую платформу непонятно. Иду вдоль платформы, навстречу полиция. Спрашиваю, как пройти к пригородному поезду на другой путь..
– Вы с Москвы?
– нет с Ярославля.
(Небольшое отступление: ехал я из Москвы, но решил подстраховаться и создать хоть какое то алиби... - билет Ярославль-Архангельск. До Ярославля доехал в одном вагоне, купив билет Москва-Ярославль, в этом городе на длинной стоянке спокойно перешел в другой конец поезда, став «пассажиром из Ярославля». )
- Но с Московского поезда? – Через вокзал надо, там вам и температуру померяют. Проблем не возникло, все в норме.. Я не опасен))
В итоге решил добираться на автобусе до Северодвинска. Не пришлось. Перехватил таксист(-ка) – которая, как раз искала 3-го пассажира. Поезд- то шел почти пустой, образовался дефицит клиентов у нее... Автобус стоит 150 р, такси до города с высадкой на остановке 200 р. (300 если до подъезда дома).
Кстати, с жильем оказалось все непросто. Я решил ночь со 2-го на 3 мая переночевать в городе, дабы не искать впритык к темноте место для палатки на окраине, где находится начало УЖД (узкоколейной железной дороги). Попытка забронировать через booking провалилась – хостелы требовали документы: справку об отсутствии вируса, справку от организации, если поездка по работе. Так как времени в обрез было, плюс форс-мажор из-за коронавируса –согласился на первое же предложение с авито (1000 рублей за ночь)
В хостелах варианты к слову, были и подешевле: 400-500 рублей... ну да ладно.
Пока ехал в такси, хозяйка раза 3 меняла адреса, куда меня поселит. Таксист(ка) иногда комментировала – «А вот там коммуналка на 8 человек, гадюшник совсем...» В итоге все сложилось удачно: нормальная комната в двушке, с адекватным соседом.
Первые 8-10 км УЖД решил проехать на такси-сначала окраины города, затем разные СНТ – ничего особо примечательного.. Точкой старта сделал пересечение Онежского тракта с узкоколейкой.
Неоднократно доводилось читать, что узкоколейки это особый мир, эти железные дороги не с грохотом врываются в жизнь людей или окружающей природы, а тихо вписываются в нее (хотя сам звук движения узкоколейного поезда отнюдь не тихий...).
Домики местных жителей (дачников) находятся буквально в нескольких метров от полотна. Первые минуты я привыкал к такой обстановке, стараясь запечатлеть – и на фото, и в зрительной памяти, возникающие картины.
Но очень скоро стало еще интереснее - первый мостик на моем пути: пересекаю Столешний исток - соединяющий Кудьмозеро и Среднее Трестяное.
Мини-Венеция – первые впечатления !!! Хотелось чего то необычного и вот оно!
Иду вдоль истока по направлению к виднеющемуся Кудьмозеру... – И не подозреваю об истории этого места, о причинах появления этого канала.
Да, людям всегда чего не хватает...жителям крупных городов например, дикой природы. У местных жителей ее в достатке, но хочется ее «улучшить». Озер вокруг хватает, а вот сенокосов маловато.. – примерно так думали крестьяне Кудьмозерской волости. В архивах нет сведений кто им подсказал, что что вместо озера можно заполучить свыше 300 гектаров сенокосов. И вот весной 1924 года крестьяне создали Кудьмозерское мелиоративное товарищество и начали действовать. Итогом как раз и стал канал, соединивший Кудьмозеро и Среднее Трестяное. Подробно прочитать об истории создании этого канала можно на сайте Михаила Лощилова «Архангельский Север — люди и годы». Люди, неравнодушные к Северу, да и просто интересующиеся историей своей страны, найдут там немало интересных материалов.
Для меня все ново и необычно – границы участков в метре-двух от воды. Калитка на тропку, с тропки сразу мостки в воду. Типично для Севера – деревянные мостовые.
Пять минут неспешной ходьбы и вот оно Кудьмозеро –широченное, поблескивает на солнце, за кромкой воды, метрах в 20-30 от берега блестит еще не растаявший лед.
Посмотрел-полюбовался и надо дальше двигаться.. Чуть прошёл вперед, оставляя позади Столешний исток, и вот оно! – подтверждение, что горячие футбольные фанаты живут не только под южным солнцем.. Забор расписан в честь недавнего ЧМ-2018 по футболу. Все результаты матчей, от стартового до финального, с флагами играющих команд изображены на заборах.
Последний населенный пункт вдоль УЖД перед конечной станцией Белое озеро – поселок Пихкалы, дорога проходит прямо посередине него. Недалеко от железной дороги вытянулись два озера: Малое и Большое Пихкальское, соединенные протокой. Железка в одном месте подходит почти вплотную к Большому Пихкальскому озеру. Иду вдоль путей – и вижу: что то белеет сквозь лес...- всего несколько десятков шагов от колеи и из лета попадаем в царство зимы – лед озера, похоже, и не начинал всерьез таять..
Что еще запомнилось из дальнейшего пути на Белое озеро ? Прежде всего я рад, что удалось увидеть пробуждение природы собственными глазами. Без этой УЖД это было бы непросто –где то сухо и травка зеленеет, а в иных местах снегу и воды по колено. На лыжах уже поздно, пешком еще рано, везде не пройдешь. Лесные речушки освободились ото льда, но вокруг лежат белоснежные шапки...
Вдалеке заметил силуэт – пригляделся: точно заяц ! Подошел к тому месту через пару минут а их уже двое!!! Беленькие, с черными пятнышками на ушах. Дали хорошенько себя рассмотреть.>>
К сожалению формат дзена не предполагает длинные тексты. Поэтому заметки продолжатся и в следующей статье. Опять будет много интересных фото.
Если тема статьи интересна, то ставьте лайки и подписывайтесь на канал!