До старта 42-го ММКФ осталось всего два дня. Уже 30 сентября пресса увидит первые фильмы основного конкурса, в который в этом году попало рекордное количество российских картин. А 8 октября жюри во главе с Тимуром Бекмамбетовым подведёт итог, выбрав лучших из лучших.
Несмотря на довольно сложные условия, связанные в пандемией новой коронавирусной инфекцией, 42-му Московскому Международному кинофестивалю удалось не только сохранить и дополнить весьма сильную программу Основного конкурса, но сделать её максимально контрастной.
Впрочем, пандемия всё же наложила свой отпечаток на программу, куда вошли четыре картины российского производства, а один фильм был создан в копродукции России и Азербайджана.
Всего на кинофестивале будут представлены 13 картин. Среди них: «Бесплодная невеста» – дебютная работа режиссёра из Индии Джабаба Маханта, «Блокадный дневник» Андрея Зайцева, турецкая картина Эрдема Тепегёза, победившего с фильмом «Частица» на 35-м ММКФ, «В тени», одно из главных событий – картина российского режиссёра Валерия Тодоровского «Гипноз», копродукция России и Азербайджана «Дочь рыбака» Исмаила Сафарали, израильская лента Гура Бентвича «Как сыр в масле», новая работа режиссёра-художника Ирины Евтеевой, знакомой многим по фильму «Арвентур» (35-й ММКФ) «Мелодия струнного дерева», российская лента «На дальних рубежах» Максима Дашкина, румынская трагикомедия «Предвыборная кампания» Мариана Кришана, бразильская притча «Распоряжение» Лазаро Рамоса, громкая новая работа Ким Кидука «Растворяться» – копродукция Казахстана и Республики Корея, казахстанский фильм «Судьба» Жанны Иссабаевой, а также дебютная работа Риши Пелхэма «Хильда» (Великобритания).
Полный список фильмов Основного конкурса 42-го ММКФ
БЕСПЛОДНАЯ НЕВЕСТА / RUKUNI KOINA (РЕЖИССЁР: ДЖАДАБ МАХАНТА) — ИНДИЯ, 2019 — 91 МИН
В патриархальном штате Ассам существует традиция по которой публично принято отмечать наступление первых месячных у девушек и их вступление в фертильный период. Гунати страдает болезнью из-за которой месячные у нее так и не наступили, несмотря на возраст, что сделало ее изгоем в общине и объектом постоянных насмешек. Но однажды к Гунати сватается молодой человек, что ставит ее перед серьезной дилеммой.
БЛОКАДНЫЙ ДНЕВНИК / A SIEGE DIARY (РЕЖИССЁР: АНДРЕЙ ЗАЙЦЕВ) — РОССИЯ, 2020 — 118 МИН
Фильм рассказывает про первую, самую тяжелую блокадную зиму Ленинграда, в которую от голода умерло больше всего людей. Февраль 1942 года, лютые морозы под минус 30 градусов, страшный голод, не работает водопровод и электричество, транспорт стоит, Ленинград завален снегом и парализован. Молодая женщина, Ольга, идет пешком через весь город к своему отцу. Она только что похоронила мужа и уверена, что скоро тоже умрет от голода. Она хочет в последний раз увидеть своего папу, проститься с ним и попросить у него прощения. Этот фильм — блокадная Одиссея, где зритель вместе с героиней проходит через весь город, встречает самых разных людей, попадает в сложные ситуации и видит, в каком состоянии находился Ленинград и его жители. Фильм основан на воспоминаниях поэта Ольги Берггольц, которую называли «ленинградской Мадонной», и ее повести «Дневные звезды», а также на многочисленных воспоминаниях блокадников, в том числе, писателя Даниила Гранина. Все ситуации и персонажи реальны, они были на самом деле и не являются художественным вымыслом.
В ТЕНИ / GÖLGELER İÇINDE (РЕЖИССЁР: ЭРДЕМ ТЕПЕГЁЗ) — ТУРЦИЯ, 2020 — 95 МИН
Недалекое и не светлое будущее. Заит работает на угольной шахте, управляемой неизвестными хозяевами, за возможность купить могилу для матери. Его социальное поведение подчинено мыслям о выживании, он живет в постоянном страхе потерять работу. Однажды Заит решается на бунт.
ГИПНОЗ / GIPNOZ (РЕЖИССЁР: ВАЛЕРИЙ ТОДОРОВСКИЙ) — РОССИЯ, 2020 — 112 МИН
Подросток Миша посещает сеансы гипноза у психотерапевта Волкова, чтобы вылечиться от лунатизма. В результате Миша попадает под влияние гипнолога до такой степени, что перестаёт понимать, где реальность, а где иллюзия. После таинственной смерти одной из пациенток Волкова Миша решает провести расследование, чтобы докопаться до истины. Но что делать, если сон и явь слились в одно, а главным подозреваемым в итоге становится он сам?
ДОЧЬ РЫБАКА / DOCH RYBAKA (РЕЖИССЁР: ИСМАИЛ САФАРАЛИ) — АЗЕРБАЙДЖАН, РОССИЯ, 2020 — 87 МИН
“Дочь рыбака” рассказывает о жизни небольшой рыбацкой деревни на Апшероне, полуострове на побережье Каспийского моря. Девочка Сара, отец которой пропадает во время рыбалки, отказывается верить в то, что его больше нет, ведь его тело так никто и не нашел. Однако семья Сары и жители деревни настаивают на похоронах, пусть и формальных – старейшины убеждены, что непогребенный рыбак – причина всех несчастий, которые обрушиваются на деревню одно за другим. Сара бунтует и идет против воли и обычаев семьи. Природа как будто протестует вместе с ней – надвигается шторм, и Сара отправляется в бушующее море на поиски отца.
КАК СЫР В МАСЛЕ / KATZEFET VE DUVDEVANIM (РЕЖИССЁР: ГУР БЕНТВИЧ) — ИЗРАИЛЬ, 2019 — 92 МИН
История про кинорежиссера-невротика, пребывающего на грани нервного срыва. Его навязчивое желание показать миру свою новую гениальную работу и одержимость провальной рекламной кампанией фильма становятся фоном для незабываемой ночи накануне премьеры — во всяком случае для самого режиссера и его эксцентричных друзей.
МЕЛОДИЯ СТРУННОГО ДЕРЕВА / MELODIYA STRUNNOGO DEREVA (РЕЖИССЁР: ИРИНА ЕВТЕЕВА) — РОССИЯ, 2020 — 78 МИН
Фильм дилогия о путешествиях Поэта Хлебникова и его Ка. По египетской мифологии Ка — это жизненная сила, в облике человека, существующая отдельно от своего «господина». Бессмертный двойник, сопровождающий Поэта в его творениях и временах. С одной стороны, это история о том, как фараон Эхнатон передает главному герою, Поэту, свое Ка. С другой — история любви Лейли и Медлума, героев одноименной поэмы Хлебникова. Как восточная и западная звезды, они встречаются на небосклоне. Действия фильма происходят в Петрограде времен Первой мировой войны. Однако герои Хлебникова свободно перемещаются в различных пространствах и временах. То оказываются в Древнем Египте, то попадают в окопы войны, то их затягивает черный квадрат Малевича, где с ними происходят удивительные кармические перевоплощения. Так кто же главный герой фильма — Поэт из сверхповести «Ка» или сам писатель, которого сравнивали с птицей, за привычку стоять на одной ноге? Хлебников, спящий на подушке, набитой собственными рукописями? Наверное, на этот вопрос не ответил бы даже сам мастер литературных перевоплощений.
НА ДАЛЬНИХ РУБЕЖАХ / NA DALNIKH RUBEZHAKH (РЕЖИССЁР: МАКСИМ ДАШКИН) — РОССИЯ, 2020 — 90 МИН
Российская военная база, Кыргызстан. У Марии, жены заместителя командира базы, завязываются отношения с сослуживцем мужа. Стремительное развитие их романа трагически и необратимо меняет жизнь Марии и её семьи.
ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ / THE CAMPAIGN (РЕЖИССЁР: МАРИАН КРИШАН) — РУМЫНИЯ, 2019 — 93 МИН
Однажды возвращаясь домой простой тракторист Виорел случайно встречает известного политика Мокану. Автомобиль политика сломался и радушный тракторист приглашает политика к себе домой. Мокану быстро понимает, что гостеприимством своих новых знакомых можно воспользоваться в политических целях. Он заключает с Виорелом договор: во время предвыборной кампании Мокану будет жить в их доме, а тракторист в обмен на новый трактор будет изображать его старого друга.
РАСПОРЯЖЕНИЕ / MEDIDA PROVISÓRIA (РЕЖИССЁР: ЛАЗАРО РАМОС) — БРАЗИЛИЯ, 2020 — 94 МИН
Недалекое будущее. Адвокат подает в суд на правительство Бразилии с требованием возмещения ущерба всем потомкам африканских рабов в стране. Авторитарное правительство в ответ подписывает указ о депортации всех чернокожих граждан страны в Африку. На людей начинается настоящая охота — их ловят и насильно вывозят на другой континент. Пока армия и полиция следят за соблюдением закона, адвокат поручает дяде найти его жену, а сам присоединяется к подпольному движению сопротивления.
РАСТВОРЯТЬСЯ / DISSOLVE (РЕЖИССЁР: КИМ КИДУК) — КАЗАХСТАН, РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ, 2020 — 82 МИН
Девушка-1 связана традиционной семьей и бытом. Однажды она встречает Девушку-2, похожую на нее как сестра-близнец. Эта девушка ведет свободный образ жизни, имеет богатого спонсора, который обеспечивает ее всем, что она пожелает. В один прекрасный день Девушка-2 приходит домой к Девушке-1, резко и вызывающе разговаривает с братом и матерью. С этого момента эти два человека меняются ролями и помогают друг другу. Но чем дальше это продолжается, тем опаснее становится ситуация для Девушки-1.
СУДЬБА / FATE (РЕЖИССЁР: ЖАННА ИСАБАЕВА) — КАЗАХСТАН, 2020 — 96 МИН
Девятнадцатилетний юноша Азат переезжает из деревни в Алматы работать каменщиком на стройке в бригаде старшего брата. Но брат задерживается в горах на строительстве другого объекта, и Азат вынужден провести несколько дней один без жилья и денег в большом городе. Одно событие, непосредственным участником которого оказывается юноша, определит его судьбу.
ХИЛЬДА / HILDA (РЕЖИССЁР: РИШИ ПЭЛЭМ) — ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, 2019 — 105 МИН
Накануне выпускного года в школе Гильда оказывается в непростой ситуации. Пока родители выясняют отношения и планируют развод, старшая дочь вынуждена заботится о младших. Чтобы как-то справится с катастрофой в семье и прочих сложностях своей жизни, Гильда начинает танцевать.