Найти в Дзене
Геннадий Питьков

Как сходили на Перевал Федосеева Архыз. Показываю что находится за горой.

Оглавление

Как мы ходили на Перевал Федосеева. Подробности маршрута, описание, наши впечатления и фотографии. Как добраться, что взять в дорогу.

Посмотрев на южную сторону ущелья. Задумали сходить и посмотреть что находится за горой.

Мы на перевале Федосеева
Мы на перевале Федосеева

И вот спустя две недели мы уже на перевале. Маршрут оказался не таким и сложным. А если бы подробнее изучили как можно туда было добраться. Карту. фото, видео то подъём мог быть чуть полегче.

Вид который открывается за перевалом.
Вид который открывается за перевалом.

Перевал Федосеева

На данный момент это одно из самых сложных наших приключений. Перевал Федосеева расположен недалеко от поселка Романтик и только в этом месте можно увидеть то, что «за горой». Перепад высот при подъеме около 700 метров, подъем довольно крутой.

Мы здесь не встретили обычных гуляющих туристов, все таки маршрут не совсем для прогулок.

Как добраться

Доезжаем до поселка Романтик в Архызе. Летом парковка стоит 150 рублей на день, здесь и бросим машину.

Платная парковка в поселке Романтик.
Платная парковка в поселке Романтик.
Отсюда отлично виден перевал Федосеева.
Отсюда отлично виден перевал Федосеева.

Поднимаемся на канатной дороге «Млечный Путь». Прогулочный билет стоит 700 рублей.

Верхняя станция канатной дороги Млечный Путь.
Верхняя станция канатной дороги Млечный Путь.

Если вы хотите успеть дойти до перевала и спуститься обратно на канатке, нужно ехать рано утром, сразу, как заработают подъемники. Иначе можно не успеть и придется спускаться по экотропе еще километров 5-6.

Что взять с собой

  • Треккинговую обувь. Это важно. Дорога сложная, в кедах не дойдете.
  • Запас воды. Примерно по полтора литра на человека. По дороге нет ручейков или родников.
  • Закрытую одежду, кепку или шляпу. Маршрут проходит по открытой местности, в прямом смысле ни одного деревца. А на высоте солнце очень активное.
  • Ветровку или куртку (по погоде). Даже если на улице лето и солнце. Погода в горах портится моментально.
  • Треккинговые палки.
  • Что-нибудь перекусить. Можно устроить небольшой пикник на перевале, если хватит времени и сил.

Маршрут к перевалу

Он начинается от верхней станции канатной дороги «Млечный путь». Если смотреть на огромные буквы АРХЫЗ. то слева есть широкая дорога вверх на гору.  Туда и пойдем.

Идем налево, мимо ларьков по дороге.https://travel-trips.ru/wp-content/uploads/2020/10/IMG_3214.jpg
Идем налево, мимо ларьков по дороге.https://travel-trips.ru/wp-content/uploads/2020/10/IMG_3214.jpg
Дорога к перевалу. Кажется совсем близко по прямой.
Дорога к перевалу. Кажется совсем близко по прямой.

Эту дорогу проложили не так давно, на картах ее пока нет. Как мы потом выяснили, на Южном склоне ведется строительство новых горнолыжных трасс и дороги предназначены для строительства. Именно по этому мы в начале сбились с пути и ушли левее на гору, искали узкую тропинку.

На первой развилке нужно было свернуть направо. Куда на фото побежал ребенок.
На первой развилке нужно было свернуть направо. Куда на фото побежал ребенок.

Поднявшись чуть выше по бараньим тропкам, увидели куда ведет дорога и решили все таки выйти на нее, облегчить задачу.

Отсюда видно дорогу, будем выходить на нее.
Отсюда видно дорогу, будем выходить на нее.

Подниматься по склону напрямую можно, но подъем очень крутой, так что, мы решили не рисковать, тем более, что маршрут не знакомый. И понемногу набирая высоту вышли на дорогу.

Поднимаемся к дороге.
Поднимаемся к дороге.
Вышли на дорогу, идем вверх.
Вышли на дорогу, идем вверх.

Идти по дороге легче, чем по тропинкам, но учтите, что подъем все таки очень крутой и мы несколько раз останавливались отдышаться. Ну и конечно все время фотографировали, потому, что с каждым метром виды становились все красивее.

Новая дорога петляет серпантином и все равно угол подъема очень крутой.
Новая дорога петляет серпантином и все равно угол подъема очень крутой.

Справа остаются снежные заграждения, идем мимо. На пути будет несколько развилок, все время держимся левее, на гору.

На развилках ориентируемся на гору наверх.
На развилках ориентируемся на гору наверх.
Заграждения от снежных лавин и оползней. На заднем плане северный склон, хорошо видны трассы.
Заграждения от снежных лавин и оползней. На заднем плане северный склон, хорошо видны трассы.

Дошли до большой ровной площадки. Тут то и стало понятно, что это строительство новой канатной дороги и горнолыжных трасс.

Строительство новых горнолыжных трасс. Дорога для техники поднимается на самый верх. Будет новая канатная дорога.
Строительство новых горнолыжных трасс. Дорога для техники поднимается на самый верх. Будет новая канатная дорога.

Еще немного вверх и мы дошли до развилки. Дорога направо на гору, а нам левее, в сторону перевала.

На фотографии видна тропинка вверх вдоль хребта и сам перевал кажется совсем рядом.
На фотографии видна тропинка вверх вдоль хребта и сам перевал кажется совсем рядом.

Дальше узкая тропинка. Идти немного легче, потому что не такой крутой подъем.

Тропинка к перевалу.
Тропинка к перевалу.

Первый ориентир — большой камень. Его видно издалека и здесь можно передохнуть и сделать красивые фотографии.

Большой камень, который видно издалека. Здесь отдыхаем, фотографируемся.
Большой камень, который видно издалека. Здесь отдыхаем, фотографируемся.

Не доходя несколько метров до камня, тропинка раздваивается. И вот тут мы ошиблись и пошли по нижней дорожке, мимо камня и прямо, а надо взять правее вверх. Вдоль хребта по верху горы.

Это фото сделано на обратном пути, когда мы поняли, где не там свернули. Слева камень, нам нужно было правее вверх.
Это фото сделано на обратном пути, когда мы поняли, где не там свернули. Слева камень, нам нужно было правее вверх.

А мы пошли левее, не увидели развилку. Постепенно, незаметно, потеряли высоту, пришлось потом карабкаться круто вверх, чтобы выйти на маршрут. Спасибо, здесь везде есть метки.

Дорога по склону.
Дорога по склону.

Ничего страшного не произошло, мы вышли на нужную дорожку, но потеряли время и силы. И тропинка не такая четкая, как наверху, местами кочки и камни, в общем мы несколько раз порадовались хорошей обуви. В кроссовках по траве по склону было бы идти в разы сложнее, да и опасно.

Овраг не глубокий, обойти его нельзя, придется перелазить.
Овраг не глубокий, обойти его нельзя, придется перелазить.

Очередное препятствие — овраг. Вроде не глубокий, но грунт сыпется, пришлось искать место, где удобнее было его перелезть.

Перевал кажется совсем рядом.
Перевал кажется совсем рядом.

Дальше тропинка с небольшим подъемом, перевал кажется совсем близко, но еще впереди довольно сложный участок пути.

Последний этап перед перевалом. Сыпучий крутой подъем.
Последний этап перед перевалом. Сыпучий крутой подъем.
Осталось несколько метров.
Осталось несколько метров.

Последний рывок вверх — крутой и сыпучий участок. Учитывая того, что силы уже на исходе, дался тяжеловато.

Вот мы и дошли.
Вот мы и дошли.

И вот наконец то дошли! Что называется, заглянули за гору. А там вид сказочный и Турье озеро. И еще одно озеро. Чтобы туда сходить, нужна ночевка. То есть палатки, спальники и запас еды. Иначе за световой день не успеть.

Турье озеро и горы по ту сторону перевала.
Турье озеро и горы по ту сторону перевала.

На самом верху, на перевале «монумент» Федосееву с памятной табличкой. Какой то шутник прикрутил телефонную трубку.

Небольшой памятный знак на перевале. На треугольной табличке гравировка памяти советским геодезистам.
Небольшой памятный знак на перевале. На треугольной табличке гравировка памяти советским геодезистам.

На нашей высоте на северной стороне снежники. Видимо они никогда не тают, мы были в сентябре.

Снежники за горой.
Снежники за горой.

Вид на горы потрясающий, с высоты 2990 метров — высота перевала. Видно и Кавказский хребет и Софийские ледники. Можно рассмотреть маршрут на Дуккинские озера. Именно оттуда мы увидели этот перевал.

Вид на поселок Архыз. Как с самолета, так высоко.
Вид на поселок Архыз. Как с самолета, так высоко.

Горнолыжные трассы Северного склона далеко внизу. Их отсюда тоже хорошо видно.

Время поджимало, нужно было до 16-30 успеть на канатку. Иначе наш маршрут увеличился бы километров на 6. Так что мы даже не стали перекусывать, начали спускаться.

Спускаемся к канатке. Скользкий сыпучий участок.
Спускаемся к канатке. Скользкий сыпучий участок.

Самый сложный участок по сыпучке. Аккуратно, не быстро. Иногда просто ехали вниз. Очень скользко, щебенка просто высыпается из под ног. А потом сверху мы и увидели ту тропинку, по которой нам нужно было подниматься. Она помечена красными метками. По ней то мы и спустились, причем довольно быстро дошли до большого камня и потом до дороги.

Спускаемся вниз.
Спускаемся вниз.

Вот тут спуск оказался довольно сложным. Большой уклон и очень скользко. При подъеме обувь так не скользила. Так что быстро идти не получалось. Скорей ехать. Но на канатку мы в результате успели, что очень порадовало.

Поход занял около 6 часов. Примерно 4 подъем и 2 спуск.

Видеоверсия нашего похода

Специально сняли весь наш подъём, есть полезные моменты. Видео гайд нашего похода где вы увидите весь маршрут до нашей цели. А что за перевалом, увидите в конце видео.