Так сложилось, что в Российской федерации профессия "диджей" является не официальной, но в мировой практике это такая же профессия как звукорежиссер и звукооператор. При этом в России часто выполняет эту функцию звукорежиссер. Например, в детских оздоровительных лагерях, развлекательных заведениях, где присутствует вечерняя развлекательная программа. Мой опыт работы в детских оздоровительных компаниях показал огромный интерес у детей к данному направлению.
После окончания российского профессионально-педагогического университета мной был предложен проект образовательной программы «диджеинг» директору детской школы искусств новоуральского городского округа как часть отделения компьютерной музыки в качестве оказания платных услуг.
В первый год на отделение «диджеинг» поступили 3 ученика.
На второй год уже поступило 18 человек.
Отделение «диджеинг» существует уже 7 лет и каждый год показывает постоянно высокий интерес к данному направлению у детей и родителей. Наши выпускники показывают высокие результаты в диджеинге и написании электронной музыки.
В 2017 году выпускница отделения «диджеинг» Анна Махинова завоевала бронзовую медаль в Дельфийских играх стран СНГ и серебряную медаль в Дельфийских играх России в номинации «Ди-джей».
Так же выпускники направления «Диджеинг» успешно трудоустраиваются в клубы Новоуральска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга диджеями, а также звукорежиссерами в высших учебных заведениях, в которых учатся, совмещая учебу и работу.
Образовательная программа «Диджеинг» длится 3 года и состоит из трех учебных предметов: «Теория диджеинга и основы стилистики современных музыкальных направлений», «Практика диджеинга», «Музыкальный компьютер и основы создания компьютерной аранжировки».
Пример одной из тем по учебному предмету «Теория диджеинга и основы стилистики современных музыкальных направлений» - Жанры и стили.
Внешний круг с разными цветами — это жанры, которые мы изучаем. Их особенности звучания и написания аранжировок в данных жанрах. Внутри каждого жанра показаны стили музыки, появившиеся в результате слияния жанров. В центре круга нити, показывающие связи, в результате смешивания каких жанров появился данный стиль музыки. Так же изучаем творчество известных исполнителей - представителей данных жанров.
На направление «Диджеинг» мы набираем детей без музыкального образования, тот контингент, который изначально не проявлял интерес к классической музыке и осознанно в музыкальную школу бы не пошли. Опыт за 7 лет показал, что из 100% обучающихся на направлении «Диджеинг» 20% заинтересовались музыкальным классическим образованием по предпрофессиональным программам на таких инструментах как: ударные инструменты, фортепиано и продолжили обучение в детской школе искусств. И наоборот, дети, которые теряли интерес и мотивацию обучения на классических музыкальных инструментах приходят на направление «диджеинг» обучаясь параллельно, видят другой путь развития и как они свои навыки и знания могут применять уже в современной музыке, создавать электронные аранжировки. Такие дети начинают по-другому смотреть на музыку. Происходит синергия современных музыкально-компьютерных технологий и классической музыки. Появляется осознанность в обучении, увеличивается мотивация.
Далее приведу примеры наших инструментов обучения, диджейских пультов:
· DJ-контроллер – мобильное устройство подключаемое к персональному компьютеру или планшету через USB, работающее только со специальным программным обеспечением. Преимущества - самый низкий ценовой сегмент, удобность использования. Наши ученики покупают данные устройства для занятий дома.
· DJ-станция – самостоятельное устройство с повышенным набором функций, способное работать без персонального компьютера. Музыкальная библиотека загружается с USB-накопителя. Преимущества – средний ценовой сегмент, золотая середина в соотношении цена-функциональность. Данное устройство было закуплено детской школой искусств для обучения детей по предмету «Практика диджеинга».
· Профессиональный диджейский пульт – комплект оборудования, состоящий из 3х и более устройств: микшерного DJ-пульта (DJM), и 2 и более проигрывателей (CDJ). Преимущества – максимальный набор функций. Самый высокий ценовой сегмент.
Такие профессиональные пульты часто применяются в клубах, на крупных массовых развлекательных мероприятиях.
В завершении хотелось бы подчеркнуть еще раз, что в России данной профессии официально нет, но олимпиаду в России 2014 года открывал диджей, культурно-массовые, корпоративные мероприятия обычно завершаются дискотекой, на которой присутствует диджей, мероприятия fashion-индустрии часто сопровождаются выступлением диджея. И появление данной профессии официально в России – дело времени.
Ковалев Д.Д.
Преподаватель отделения компьютерной музыки МБУ «ДШИ» НГО