Законопроект о сносе ветхого и аварийного жилья на всей территории РФ основан на опыте Москвы, где реновация уже полным ходом набирает обороты. Поэтому и мы, говоря об этой программе, смотрим что и как происходило и происходит в Москве.
В прошлых статьях вспомнили, как Лужков сносил хрущевки и попытались понять в какую сумму может вылиться отказ собственников от реновации (напомню, чтобы дом участвовал в программе реновации необходимо не менее 2/3 голосов жителей); поговорили об отношении властей к частной собственности. Ну а теперь – по пунктам.
Реновация отвлекает средства из бюджета, которые город мог бы использовать для предоставления квартир очередникам (люди ждут квартиры по 20-30 лет).
Это было бы оправдано, если бы, как при Лужкове, сносились только ветхие дома, а в списки попали еще совсем крепкие, пригодные для нормальной жизни строения. Поверьте, в Москве не так уж и много осталось ветхого жилья. Всего 4 % домов, включенных в программу реновации, соответствуют этому параметру.
И если говорить о программе для всей России, то возникает вопрос, где в регионах возьмут деньги на эту программу, а финансирование из гос. бюджета не предусмотрено.
Происходит именно комплексная застройка территорий.
Хотя при обсуждении программы московской реновации объявление определенных территорий зонами комплексного развития убрали, фактически это происходит. В новом законе право изымать принудительно для муниципальных нужд отдано местным властям. Учитывая высокую коррумпированность и «особое отношение» к частной собственности населения, хорошего ждать ничего не приходится.
Архитектор, автор проекта реконструкции пятиэтажного жилого фонда Алексей Кротов: «Есть ощущение, что мы имеем дело с подменой понятий. Вроде бы речь идет, в том числе, о реконструкции, но на деле законопроект описывает механизмы повсеместного сноса жилья. Это недопустимо. Все мы видим, как проходит так называемая реновация в Москве: на голосования приходят совершенно посторонние люди, принимают решение за собственников, которые оказываются бесправными. Людей выселяют, они вынуждены переезжать, покидать места, где их семьи жили несколькими поколениями. Москвичам просто ломают жизни. Чиновники росчерком пера отбирают у граждан их собственность, прикрываясь словами о развитии территорий и действуя, подчас, в каких-то личных коммерческих интересах. Что это, если не бандитизм?»
Многоэтажки возводятся с такой же плотностью, как стояли старые дома при увеличении этажности более чем в 3 раза.
Затеняя друг друга, мешая проникновению солнечного света в квартиры. Количество проживающих увеличивается в разы, так как квартиры, не предоставленные для переселения, продаются. Продается больше половины квартир.
В разы вырастает нагрузка на общественные учреждения, школы, поликлиники, детские сады, так как их строительство не ведется, нет свободной земли. Озеленение дворов не проводится, а все старые насаждения уничтожаются в процессе строительства. Транспортная инфраструктура не меняется, остается прежней. Во дворах парковка не предусмотрена в соответствии с концепцией «Двор без машин», парковка в подземных и наземных паркингах, парковка платная.
Строительство квартир по специальным проектам с малогабаритными квартирами.
При «Лужковском» сносе пятиэтажек взамен предоставлялись квартиры в обычных типовых домах с современной планировкой, и люди получали взамен квартиры большей площади. (Это и было основной мотивацией для жителей добротных кирпичных домов, проголосовавших за реновацию). Теперь же строятся дома специально разработанных серий с квартирами, в которых площадь не отличается от пятиэтажек.
Например, в районе метро Коломенская построено три дома для переселения людей по программе реновации. Самая большая двушка 47 кв.м с кухней 8,8 кв.м, а остальные 42-44 кв.м с кухней 6 кв.м.
Выбрать квартиру можно только из предложенных вариантов. Отказаться нельзя, переселят в судебном порядке. Если хочется квартиру побольше, можно доплатить по льготной цене, только льгота всего 10 %.
Подводя итог выше сказанному, в результате реновации в выигрыше остается меньшинство: переезжающие из ветхого жилья (а его всего 4 %) и жильцы коммунальных квартир, получающих взамен комнат квартиры.
По-моему, реновация – это просто создание новых строительных площадок, это очередная возможность пополнить свой бюджет под красивой вывеской, прикрываясь интересами населения. Во всяком случае в Москве это так, посмотрим, что получится в регионах.
А Вы как думаете, дорогие читатели? Голосуем, а вдруг нас кто-нибудь услышит) Жду Ваши отклики и комментарии.
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое важное и интересное.