Во внутренней политике России наблюдается противоречивый процесс политического участия граждан. Модели «включения» индивидов в политическую жизнь государства сосуществуют с моделями «исключения» и/или политическим абсентеизмом. Особенностью гражданского общества является его инклюзивность, которая проявляется в способности к формированию новых типов политического участия, изменению существующих политических институтов.[1]
Незавершенный процесс институционализации арен участия, подавление инициатив гражданского общества, неоправданные надежды на демократизацию и назревший конфликт граждан с политической элитой определили основные черты политического участия в современной России.
Рассмотрим правовые основы политического участия в РФ, которые регламентируются Конституцией РФ и Федеральными законами. В Конституции страны закреплены основные формы политического участия (статьи 30-32), возможность граждан участвовать в деятельности политических партий, организаций и движений на добровольных началах, выражать свое несогласия с помощью различных мирных акций протеста. В статье 33 отражается возможность индивида обращаться к власти и взаимодействовать с политическими акторами напрямую. Важно отметить, что норма ст. 32 ч. 2 Конституции РФ отражает право, а не обязанность граждан участвовать в выборах. Вследствие чего наблюдается острое противоречие в действиях государства по вовлечению граждан в политическую жизнь государства.
По данным социологов, в России отмечается низкий уровень участия граждан в политике. ФОМ провел исследование об интересе россиян к политике.[2] Несмотря на то, что люди стали чаще обсуждать политические события на уровне обывателей, 49% ответило, что никак не интересуется политикой. Граждане, которые интересуются жизнью страны, в основном, общаются на политические темы с родственниками и обсуждают внешнюю политику (ситуацию в Сирии и на Украине).
Источниками политической пассивности в РФ является недоверие к правящей власти, озабоченность индивидов личными проблемами, уровень политической культуры в стране, наличие «слабого» института Государственной Думу, осознание предрешенности политической ситуации, ситуативность. Основными особенностями электоральной пассивности в России можно считать бездействие молодежи, гендерные, возрастные и региональные диспропорции, стремление населения показать политический протест власти, исторический контекст. Абсентеизм в России – одно из следствий незавершенности процесса развития демократического общества в стране.
Несмотря на пассивность части населения, в последние годы в России наблюдается активизация протестного политического движения как реакция на развитие политического кризиса. Люди активно выступают за становление политического плюрализма и конкуренции. Политическая активность населения проявлялась как в конвенциональных, так и в неконвенциональных формах.
Особого внимания заслуживают протесты в столице летом 2019 года, возникшие в связи с выборами в Московскую городскую Думу. Кризис легитимности власти был спровоцирован рядом нарушений в рамках процедур регистрации ряда политиков, недопуском независимых кандидатов на выборы. Власти выбрали силовую тактику и открытого диалога с обществом не получилось. Оппозиция выдвинула стратегию «Умного голосования», нацеленную на консолидацию голосов против правящей партии.
Отметим, что были и противники митингов в Москве, отстаивающие позицию о дестабилизации общества путем волны массовых протестов[3]. Кроме того, они обращали внимание на характер толпы, подчеркивая, что большинство митингующих приезжали из других городов. Кремль выбрал наблюдательную позицию, государственные власти решили не вмешиваться в ситуацию в регионе.[4]
Вследствие кризиса доверия правящей элите, администрации города, отсутствия прямых контактов между властью и оппозицией, рядом запретов со стороны Правительства на проведения митингов, пикетов и демонстраций протесты в Москве стали носить несанкционированный характер. Конвенциональные стремления выражения общественного мнения переросли в неконвенциональные формы политического участия. Инициатором протестного поведения в России является молодежь и средний класс.
Еще одна особенность политического участия в России основывается на диджитализации и цифровизации современного общества. В период самоизоляции можно было увидеть электронные пикеты в «Яндекс.Картах». Онлайн-митинг в центре столицы был посвящен пандемии, антикризисным мерам и требованиям введения ЧС. Свои претензии к правительству жители высказывали в формате мнений на дорожной карте. В связи с тем, что владельцы приложения были вынуждены очистить комментарии, онлайн-протесты стали носить массовый характер. Следовательно, сопротивление митингам и отсутствие реальных мер по решению кризисных вопросов приводят к увеличению числа протестующих даже в цифровом пространстве.
Таким образом, среди основных черт политического участия в современной России можно выделить следующие: сосуществование моделей «включения» и «исключения», политический абсентеизм, перерастание легальных действий в неконвенциональные формы.
[1] Филиппова Л.Е. Институциональное включение/исключение // Граждане и политические практики в современной России: воспроизводство и трансформация институционального порядка / [ред. колл.: С.В. Патрушев (отв. ред.), С.Г. Айвазова, П.В. Панов]. М. : Рос. акад. полит. наук (РАПН) ; Рос. полит. энц. (РОССПЭН), 2011.С. 52
[2] Интерес к политике: мониторинг // Опрос населения от ФОМ от 25 мая 2016 года [сайт]. URL: https://fom.ru/Politika/12680 (дата обращения: 24.02.2020)
[3] Полтавцева А, Туманский Д. Пусть все горит? Не допускай. Акция на Сахарова не привлекла москвичей ни словом, ни песней - и тогда людей снова позвали на "прогулки". «Российская газета» (11 августа 2019). —№ 176(7934) 12 августа 2019 г. (Дата обращения 12.04.2020).
[4] Ведомости. Кремль не будет вмешиваться в регистрацию кандидатов в Мосгордуму. [Электронный ресурс] URL: www.vedomosti.ru (16 июля 2019). (Дата обращения 28.04.2020)