Творческий дуэт Евгений Войскунский - Исай Лукодьянов, это классика советской фантастики, короткого периода её расцвета. Практически как Ефремов и Стругацкие. О каждом из их произведений нужно говорить отдельно, а здесь только про "Экипаж Меконга".
Фантастика "ближнего прицела" - настоящее время, никакого будущего (примерно 70-е годы прошлого века). На моём канале, который посвящён образам будущего, статьи о таких книгах выглядят неуместными, правда? Тем не менее, пусть будет.
Потому что даже образ настоящего, созданный авторами, невероятно привлекателен.
В обычном советском городе на берегу Каспийского моря происходит тихий и никем не замеченный научный прорыв. Одновременно две группы учёных независимо друг от друга (в науке так бывает) обнаруживают явление проницаемости. Это когда при определённых условиях два твёрдых тела могут проходить одно сквозь другое, как сквозь воздух. Наткнувшись на этот эффект, обе команды поставили перед собой совершенно разные цели. Молодёжь предложила разработать "беструбный трубопровод" - способ транспортировки нефти под водой, когда не нужна труба. Вторая же группа, состоящая из старых, прожжённых интриганов от науки, увидела в этом эффекте новые награды, премии, звания и всё такое.
Скучно, да? А на самом деле роман читается запоем, не оторваться!
И вовсе не из-за тупого нагромождения невероятных приключений, как принято сейчас. У многих нынешних писателей, видимо, не хватает таланта удержать читателя как-то по иному, кроме непрерывной череды происшествий, одно невероятнее другого. У авторов "Экипажа Меконга" с талантом всё в порядке, и подобные простейшие приёмы им не к чему.
Хотя, приключения в книге тоже есть, куда же без них. Есть романтическое морское путешествие друзей на яхте. Есть спасение таинственной незнакомки, упавшей с теплохода во время драки на борту. (Как потом оказалось, она не случайно свалилась, а прыгнула с некой целью.) Есть кораблекрушение и робинзонада на необитаемом острове. А потом ещё находка на этом же острове таинственной секретной лаборатории... Есть бой с контрабандистами - две девушки против трёх вооружённых бандитов. И всеми ожидаемая любовная линия тоже имеется, даже не одна. Всё в книге есть, не заскучаете!
Так что не надо пугаться, книга не предлагает нам сладенькое, лубочное общество, как например, в романе "Сокровища кряжа Подлунного", о котором я писал чуть раньше. Компания главных героев, экипаж яхты "Меконг", ведёт гонку за приоритет над открытием, и противостоят им холодные, циничные, беспринципные функционеры от науки, которые всё глубже увязают в интригах, рушат свои семьи, идут по головам к своей цели. Что ж, они приходят к финишу чуть раньше, но страшной, трагической ценой...
В отличие от романа "Сокровища", здесь очень мало лезущего в глаза "социалистического реализма". Это не агитационный плакат "как хорошо живётся в Советском Союзе". Весь тот заскорузлый "оптимизм строителя коммунизма", которым "Сокровище" набито под завязку, здесь замаскирован и сглажен так, что он совершенно не мешает. Ещё раз скажу, что для "фантастики ближнего прицела" советского образца по-другому, скорее всего, было невозможно: авторы обязаны были хоть чуть-чуть рассказать о замечательном советском строе, и как тут в СССР всё клёво. Иначе не напечатают. Войскунский и Лукодьянов это понимали, поэтому добавили такой "оптимизм" в свой роман очень дозированно - ровно столько, сколько требовали всякие литсоветы и партийные контролирующие органы.
Если же говорить о сугубо литературных особенностях, то я всегда привожу "Экипаж Меконга" в пример в качестве грамотного использования фантастических допущений. Фантдопы - это то, без чего фантастики не бывает. В хорошей фантастике фантдопов не должно быть много, иначе она превратится в бесталанные выдумки ("Мели, Емеля, твоя неделя!") Так вот, в "Экипаже" фантастическое допущение по сути только одно, и как оно звучит, я уже сказал в самом начале. Существует такая комбинация физических условий (магнитные поля особой формы, акустические колебания определённых параметров и ещё кое-что одновременно), при которых твёрдые материальные тела могут проходить сквозь друг друга. И это всё. Вокруг этого единственного фантдопа и строится весь сюжет.
Я уж не говорю про героев романа. Они все разные и живые, как мы с вами. И совершают они понятные нам поступки - их мотивации мы верим с полуслова, и не нужно полстраницы объяснять, почему персонаж поступил именно так, а не иначе. Это всё даёт лёгкость чтения. Книга затягивает и не отпускает с первых страниц. (Кому как, конечно, но я про себя.)
Короче, книга пятидесятилетней давности, но очень свежа до сих пор. Это потому что настоящая литература "про людей" актуальна всегда. Да, это не будущее, но позитивный образ общества здесь в полный рост!