Найти тему
Freerider

Австро-баварское противостояние. Два супертурэндуро в тесте. КТМ 1290 SАS против BMW R1250GS

Оглавление

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлуч
ны.

Конец сентября принес в Питер желтые листья, почти летнее тепло и Сашу Пакушкина на KTM 1290 Superadventure S. Саша жаждал попробовать BMW R1250GS, а мне было интересно, что же такое этот ваш легендарный КТМ от которого у многих подгорает. Так что этот текст состоит из двух. Часть про KTM написана мною, а часть про BMW Сашей.

Ожидания и первые впечатления

КТМ 1290 SAS

-2

Если мне чего и не хватало в Гусе, так это некоей дерзости. Перчины. На язык лезет слово, но его не принято использовать в литературном русском. Вот в Каэре этого было полно. А что будет в КТМ? Интересно.

Встретив во второй половине субботы мотосвингера Пакушкина, я провел его из центра Питера по окрестностям Стрельны, Петергофа, Ораниенбаума, Кронштадта и завел в Зеленогорск, где отобрал KTM. KTM 1290 SAS оказался cущественно выше моего гуся. Я со своим карликовым ростом 176 см, до земли доставал с трудом. Но кто в детстве не катался на "взрослой" Украине? Тут главное поехать, а землю трогать ногами придется уже только на остановке. Сидеть на Суперадвенчуре несколько непривычно. К рулю приходится немного тянуться. В дальнейшем это скажется, но после первых десяти км к этому привыкаешь. Сел и поехал.

КТМ сразу показал, что он горячая штучка, ибо активно греет кокошки и ноги. Tак как в эти дни было умеренно тепло, то это было даже приятно, но вот как это ощущается в жару, да в городской пробке, вопрос.

Экран приборной панели большой, функциональный, но ему не хватает той проработанности и дизайна, что есть на гусе. КТМ грубее во всем, в отделке, в окраске, в форме и размере пультов. Видно, что BMW развивает свою модель уже 40 лет, а KTM это пока ещё всё же новодел.

Зато на фоне дизайна КТМ мой BMW выглядел кросафчегом! Я смотрел на Саню и завидовал ему, какой у него красивый мотоцикл.

Забавный момент, у Гуся стереозвук - два цилиндра по сторонам поют разные партии, а КТМ монофонично тарахтит из-под кокошек.

BMW R1250GS

-3

Сезон 2020 для моей рубрики #Мотосвингерство можно озаглавить как "Охота на Гуся". С весны я пытался устроить себе полноценный тест-райд, но возможность подвернулась только в сентябре и только в Санкт-Петербурге. И я считаю, что мне повезло - условия для теста были идеальны, погода шикарной, а дороги просто восхитительны! Кто говорит, что Сочи - рай для мотоциклистов, просто не были в Ленобласти в хорошую погоду!

Но давайте ближе к делу. Что ж в тебе такого, гусь ты мой лапчатый. Кто-то говорит, что гусь красив, кто-то утверждает что красив КТМ, а гусь так себе. Я так скажу, мотоциклы класса туристического эндуро - это не про красоту. Это про функциональность. Я не знаю, как можно судить, например, об изяществе экскаватора или утончённости бульдозера. Исключение - Ducati Multistrada, она действительно красива, куда её не ткни. Ну и Triumph Scrambler хорош, хотя его сложно причислить к вышеупомянутому классу мотоциклов. Гусь монументален и всем своим видом внушает уверенность и надёжность. На фоне огромного мотора, вокруг которого и построен весь остальной мотоцикл, его колёса кажутся прям маленькими. Если КТМ можно сравнить с длинногой стройной волейболисткой, то BMW - это такая доярка или, если хотите, фрау с пышными формами, которая разносит пиво на Октоберфесте. Небыстрая, зато очень выносливая.

Оседлав мотоцикл, я обратил внимание на очень низкую посадку. Когда сиденье в нижнем положении, ногами до земли можно дотянуться с ростом и 160 см. Переставив седло в высокое положение мне стало более комфортно ездить, особенно в стойке - колени цеплялись за боковины седла. Эргономика мотоцикла очень продумана, всё на месте, ни к чему особо привыкать не надо. Очень логично устроено меню приборки. Я до этого особо не лазил по меню BMW, а тут сразу было понятно, что и где настраивать. В отличие от пресловутой Honda CRF1100D4L Africa Twin Adventure Sports, где только на левом пульте аж 16 кнопок. Понравилась настройка высоты ветровичка - его можно крутить одной рукой и делать это прямо на ходу.

Эх дороги

КТМ 1290 SAS

-4

На ходу КТМ показался мне более жестким, чем GS. Мотор забавно потряхивает мотоцикл. Вибрации тут гораздо более заметные чем у меня. К тому же мотор работает с таким, тракторным звуком. Ну трактор и трактор. Зато веселый. Если держать обороты в зоне выше отметки 4000 , то в ответ на поворот ручки газа мотоциклик издает приятное р-р-р-р-р и начинает бодро разгоняться. По ощущениям гораздо бодрее, чем гусь. Однако за время пути гусь не отстал ни разу.

Но стоит опустить обороты ниже указанной выше отметки, как на поворот ручки газа мотоцикл начинает захлебываться и дергаться. Если эластичность мотора GS взять за 5, то у КТМ будет твердая тройка с плюсом. Максимум четверка с минусом :). Шестую передачу на скорости ниже 90 км/ч включать не рекомендую.

Для построения графика мощность-момент, полез смотреть результаты испытаний КТМ на диностенде и был сильно удивлён, когда сразу несколько источников сообщили, что по факту KTM 1290 выдает меньше мощности чем гусь. Если гусь показывает на диностенде 130 л.с. на колесе против заявленных 135, то у КТМ до реального колеса доходит около 128-130 л.с. от заявленных 160.... Ну а крутящий момент у мотора BMW R1250 выше почти во всем диапазоне оборотов.

Пожалуй в теме реальной мощности KTM стоит покопаться отдельно и это будет отдельная статья
Пожалуй в теме реальной мощности KTM стоит покопаться отдельно и это будет отдельная статья

Тем не менее на скорости выше 180 и при правильно выбранной передаче КТМ явно резвее. Ну или это так кажется за счет эффектной звуко-вибрационной составляющей. К сожалению на высокой скорости прявилась проблема, о которой я до этого читал на форумах. Где-то около 200 км/ч мотоцикл начинает болтать и это очень неприятно. Говорят, что если снять кофр или посадить пассажирук болтанка проходит. Но это стрёмно.

На следующий день я переставил подвеску KTMa в режим комфорт и мы покатили по маршруту Сосново-Приозерск-Выборг-Приморск-Питер.

Хорошие асфальтированные дороги, не очень хорошие асфальтированные дороги, дороги без асфальта, грейдеры, гравийки, щебенка. По пути у нас было всё. И по всем этим покрытиям КТМ ехал очень достойно.

-6

Отдельно стоит упомянуть переключение передач. На КТМ оно очень чёткое и понятное. У Гуся тоже неплохо, но тут прям образцово. Возможно несколько больший ход рычага сыграл со мной злую шутку, так как несколько раз я ловил ложную нейтраль где-то между 5 и 6 передачами. В остальном все было отлично. И квикшифтер с блиппером тоже отлично настроены.

-7

Когда довольно бодро ехали по неровным дорогам, мне стало казаться, что у мотоцикла что-то отвалилось и стучит на кочках. Прислушавшись и присмотревшись, я понял что стрёмные звуки издает тяжелая и толстая цепь привода заднего колеса. Интересное решение.

Подвески одинаково хорошо работали на всем что попадалось под колёса. Небольшой кирпич отложился только когда я въехал в жидкую грязь, но это было ожидаемо на тех дорожных шинах, что стояли на Суперадвенчуре.

Ближе к городу, когда машины стали выстраиваться в пробки, удалось немного оценить пробкопробиваемость, и она у КТМ выше. Руль выше большинства зеркал, и психологически проще протискивать мотоцикл без торчащих в стороны цилиндров мимо полированных бортов. Да я знаю что руль все равно шире, но визуально цилиндры, да еще и с дугами увеличивают ширину мотоцикла.

BMW R1250GS

-8

Мотор забавно фырчит на холостых оборотах, и при резком наборе оборотов наклоняет мотоцикл влево. Прикольно и очень непривычно в пробках, когда на выжатом сцеплении подгазовывая машинам продираешься в узком междурядье. Приходится немного нивелировать и учитывать этот момент, но к этому быстро привыкаешь и скоро перестаёшь обращать на это внимание. Мотор с технологией C̶u̶m̶s̶h̶o̶t̶ Shift Cam получился совсем не таким, как я ожидал! Я думал, будет мощь и подхват при изменении профиля кулачков распредвалов, как это например происходит на Хондах с технологией VTEC, однако мотор очень ровный и потрясающе эластичный. Он очень хороший снизу, прекрасный в середине и абсолютно никакой на верхах. Зато он уверенно вытягивает на 6-й передаче с 70 км/ч и разгоняет мотоцикл до 225 км/ч. После 180 км/ч разгон правда совсем уж вялый и гусь тебе как-бы говорит: "Дядь, я конечно могу ехать за 200, но зачем? У тебя пенсия, внуки ещё не устроены, ну куда нам торопиться?".

Чёткость переключения передач разочаровала. Есть конечно двусторонний квикшифтер, но ощущение будто ломаешь спичку через подушку. Очень как-то всё ватно.

-9

Очень интересные ощущения от подвески. Она хорошо отрабатывает мелочь, но более крупные неровности она передаёт не в руки, а в седло. Обратная связь какая-то замутненная, будто занимаешься сексом в презервативе. Хорошем, качественном, но презервативе. И усилия на лапке КПП подчеркивают это ощущение. Но своё дело подвеска делает, и у меня не было серьезных вопросов к ней ни в глубоких наклонах на развязках, ни при прохвате на скорости 100+ на относительно ровной грунтовке. Конечно, неподресоренные массы дают о себе знать, но если сравнивать с сухим гусем, прогресс потрясающий!

-10

Приятно удивил кардан. Я ожидал от него стуков, люфтов и грохота при резком открытии газа, однако ничего подобного не было. Хотя ранее протестированные мотоциклы с подобным приводом (VFR1200, Tiger 1200, GTL1600, сухой гусь, опять же) давали понять, что колесо крутит кардан с крестовинами, а не цепь.

Многие ругают тормоза Hayes на новых гусях и меняют их на традиционные Brembo, но делают это не потому, что они плохо тормозят, а потому что они, бывает, текут вследствие неудачного конструктива. На тестируемом мотоцикле суппорта были сухи, а тормоза работали очень эффективно и прозрачно.

Подводя Итоги

КТМ 1290 SAS

-11

Пришло время подвести итоги. КТМ показался мне пусть и немного более дерзким и более тряским, но тем не менее это отличный мотоцикл. У него есть пара-тройка мелких недостатков, типа воблинга с кофром на высокой скорости, несколько замороченной приборной панели и шумноватого общего поведения, но он отлично ведет себя на всех дорогах и на нем можно ездить далеко и долго. Однако не мне. К концу втрого дня из-за чуть-другой посадки у меня разболелось травмированное плечо. Правую руку начало сводить. Но это чисто моя проблема и уверен, что у более длинноруких и здоровых такой проблемы не будет.
Тем удивительнее было возвращение обратно в родное седло BMW. Какой же он милый, маленький и удобный. Тихий, мягкий, без всех этих вот ваших вибраций. Едешь вроде не быстро, а на спидометре такие же цифры как на КТМ ,когда ты вроде как наваливал.

В общем BMW это мой выбор. А КТМ 1290 SAS я то ли перерос, то ли недорос до него. Так что ближайшие сезоны я останусь на Гусе.....

BMW R1250GS

-12

К этому мотоциклу можно придираться, но ругать его не за что. Он очень сбалансирован. Мотор едет, но не валит, подвесок достаточно, однако столы я бы на нём не перелетал. У него всё на месте, хотя бывает бьёшься коленями о цилиндры при активном маневрировании. Он у меня обязательно будет. Но потом, на пенсии. Потому что это тупик мотоциклизма - все когда-то приходят либо к голде, либо к харлею, либо к гусю.

Когда я вернулся в седло своего KTM1290SAS, я понял, что до пенсии мне ещё нескоро. Если на Гусе можно просто ехать, но на Адвентуре просто ехать не получается. Только валить. И пусть на скорости 200+ начинается болтанка, и пусть на него карабкаться как на забор, а слово "комфорт" к нему не очень применимо. И пусть мотор не тянет снизу, зато как он едет! Нельзя ехать на КТМ и не кайфовать от факта, что ты едешь на КТМ!

-13

Авто
5,66 млн интересуются