Ах, какие картинки я сегодня вам покажу. Ух, какие это будут картинки! Если вы (вдруг) ещё незнакомы с Эрте и его творчеством, то я вам даже немного завидую.
Поскольку я не искусствовед и не арт-блогер, подробно расписывать его биографию я не буду (это и без меня не раз уже делали). Расскажу только пару самых интересных фактов.
Этот выдающийся модельер/художник/иллюстратор/декоратор, которого иногда именуют отцом ар-деко, прожил почти сто лет: родился в 1892 г. в Петербурге, а умер в 1990 г. в Париже. И да, он был русский, его настоящее имя - Роман Тыртов, а Эрте - псевдоним, составленный из инициалов (Р.Т.). В его семье мужчины традиционно становились морскими офицерами, и папа-адмирал совсем не обрадовался, когда сын решил заняться искусством. Но после революции, когда уже живший в Париже Эрте помог родителям эмигрировать и устроиться во Франции, папа, надо думать, должен был признать, что и от художников бывает толк.
Ну вот, а Эрте творил, создавал наряды (какое-то время он работал в ателье Поля Пуатье, но потом ушёл) и сценические костюмы, рисовал обложки для Harper’s Bazaar и лепил скульптуры. Если вам интересно подробнее узнать о нем, я положу в конце ссылочку на одну статью в ЖЖ, там очень много иллюстраций и информации собрано.
Почему-то созданных Эрте нарядов почти не сохранилось, и куклы, которых я сегодня покажу, нарисованы по мотивам его иллюстраций. Нарисовала их Сьюзан Джонстон, «в соответствии с инструкциями самого Эрте», что отдельно подчеркивается в книге.
Куклы были изданы в Америке издательством Dover. Впервые они вышли в 1978 г., у меня репринтное издание, год не указан. Формат книги А4 (если вы знакомы с куклами Тома Тирни, то это очень похожее издание, т. к. то же издательство).
В книге целых 7 кукол, нарисованных в стиле модных девиц двадцатых - гладкие прически с завитками на щеке, темные губы и веки, мушки, экзальтированные позы.
Имена у них тоже с претензией - Нинон, Марион, Лизон («н» произносить протяжно, в нос, на французский манер, при этом желательно небрежно поигрывать мундштуком), Одетт, Полетт, Клодетт и Марго. Меня эти имена неизменно очень развлекают, мне кажется, это потрясающий штрих, придающий дополнительное очарование набору. (И я все собираюсь начать обращаться «Лизон» к своей сестре Лизе, но как-то забываю.)
Оригинальная книга попала ко мне в руки совсем недавно, я ее пока не вырезала и не знаю, буду ли. Книга, кстати, в Америке совсем не редкая и недорогая, все (опять!) упирается в доставку.
Но у меня есть вырезанные копии, к сожалению, мелкие и не очень хорошего качества, но мне все же хочется показать костюмы и на куклах тоже.
Всего в книге 16 листов с куклами и нарядами.
Еще несколько фото одежды на куклах.
Больше всего нарядов почему-то (не иначе как по блату) досталось Полетт.
Вот как они смотрятся на ней.
Я, безусловно, восхищаюсь нарядами Эрте, но кукол мне хочется немножко покритиковать. Совсем чуть-чуть. Потому что в целом они, конечно, потрясающе нарисованы.
Но мне, например, не нравится, что у них очень разное количество нарядов: у одной - три, а у другой - двенадцать.
Но основная моя претензия к набору - он плохо приспособлен «к жизни». Понятно, что это издание коллекционное и для игр не предназначено, но на мой взгляд, если берёшься рисовать бумажную куклу, рисуй куклу, которую реально вырезать и которая переживет хотя бы несколько примерок. Конкретно у этих кукол проблемы с руками (ну нельзя рисовать отдельные пальцы бумажным куклам!), а также с воротом многих нарядов, которые совершенно не user-friendly. Еще одно слабое место - шляпки. Разрезы на них запланированы почти от края до края, и их очень сложно надеть, не порвав.
В остальном же, повторюсь, набор шикарный. У него есть продолжение "More Erte", которое иллюстрировал уже Том Тирни (у меня эта книга пока только в списке желаний).
Надеюсь, вам было интересно. Если хотите больше узнать об Эрте, я рекомендую посмотреть тут (очень-очень много фото и иллюстраций).
Читайте также: "Бумажные платья от "королевы кроя""