Найти тему
Urbi et Orbi

Этапы развития религий.

Часть первая.

Мы привыкли, что религия это самый консервативный и регрессивный общественный институт. Она играла и играет огромную роль в нашей жизни. Однако, за тысячелетия человеческой истории, религия развивалась вместе с цивилизацией. Становясь сложнее и глобальнее. В этой статье я хочу обозначить основные этапы развития религии. Чтоб иметь возможность впоследствии вернуться к ним более обстоятельно.

Этап первый – религия для одного.

Ещё на заре своей истории люди осознали факт физической смерти. Собственно говоря, современная история фиксирует, что осознание этого факта и проведение погребальных обрядов это основной маркер зарождения социальной общности. Но человек не мог смириться с концом существования себя как индивида, поэтому скоро появилось понятие души – нематериальной субстанции, продолжающей существование после физической смерти. Так как первые люди не отделяли себя от природы, то душа появилась и у животных, растений, камней и всего остального, что окружало древнего человека. С этими душами можно было договариваться, чтобы они дали удачу, или не принесли беды. Этот договор ситуативно связывал одного конкретного человека с одной конкретной душой. Охотник убил оленя, надо попросить прощения у души оленя и объяснить, почему это убийство было необходимо. Надо переправиться через реку, значит надо договорится с душой реки о спокойной переправе. На этом этапе душа человека стоит на одном уровне с душами его окружения. Надобности в посредниках нет. Фактически каждый человек строит свою религию.

Этап второй – религия племени.

По мере развития общества и увеличения численности общины с пары десятков человек до пары сотен, укрупнялись и окружающие души. Отдельные существа и предметы лишились души, но появились более могущественные духи – леса, гор, озёр. Дух всех оленей или волков в округе. Эти духи уже были более значительны и для связи с ними нужны были особые ритуалы и подношения. Так зародился протошаманизм и первые служители культа – шаманы.

Шаман.
Шаман.

Племена охотников и тем более первых земледельцев были очень зависимы от окружающего мира. Засуха или миграция зверей могли поставить общину на грань выживания, поэтому общине был нужен «свой» дух – защитник и помощник. Появление тотемного культа духа покровителя, привело к важному изменению внутренней жизни племени. Ответственным за общение с этим духом становился старший мужчина рода. Он знал секретные формулы и ритуалы обращения и передавал их своему сыну. Закрепление этого обычая привело к появлению лидера общины имевшего не только и даже не столько социальную власть, сколько религиозную. Мы знаем что Гор (Хор) был таким духом-покровителем рода, из которого вышли первые фараоны Египта. А их политическая борьба с родом, покровителем которого был Сет, впоследствии найдёт своё отражение в мифах и сказаниях. Ну а Яхве был родовым богом небольшого семитского племени.

Палетка фараона Нермера. В верхней части головы священного быка и сокол-Гор держащий голову поверженного врага.
Палетка фараона Нермера. В верхней части головы священного быка и сокол-Гор держащий голову поверженного врага.

Постепенно роль духа-покровителя возрастает, что ведёт к его персонификации. Из полиморфных духов-покровителей вырастают антропоморфные боги-покровители. Переходя от полностью зооморфного духа-быка или духа-медведя, в антропоморфных богов Древнего Египта или Индуизма. На этом этапе уже появляются служитель культа – патриарх рода, и культовые постройки для совершения совместных ритуалов и празднеств. Служители культа объединяют как религиозную так и светскую власть, а культовые постройки небольшие и не сильно отличаются от домов обычных общинников.

Ганеша.
Ганеша.

Продолжение следует...