Иногда в голову постоянного автора нашего канала МЮ приходят отличные идеи. БиС.
Идея написать отдельную заметку про песню группы Крематорий «Безобразная Эльза» пришла мне во время посещения музея Венедикта Ерофеева в замечательном городке Петушки. В числе алкогольных чудачеств незабвенного Венички экскурсовод упомянула поедание рыбок из аквариума. И тут я вспомнил, что об этом же в одном из радиоэфиров рассказывал лидер «кремовых» Армен Григорян, познакомившийся в свое время с Ерофеевым. Но обо всем по порядку.
Песня про Эльзу была написана Григоряном в 1986 году (и изначально в ней пелось: «нам по двадцать пять лет...»). В те времена «Крематорий» переживал не лучшие времена — группу покинул один из ее основателей Виктор Троегубов, да и от всего состава по сути остался один Армен. Демо-запись материала будущего культового альбома «Кома» была им сделана вместе с однокурсником по МАИ Алексеем Кондратьевым (который тоже, кстати, увековечен на том же альбоме в песне «Кондратий»). Алексей выступал в качестве барабанщика-программиста им же сконструированной драм-машины. Она же звучит и на «канонической» записи «Безобразной Эльзы», сделанной уже в «ансамблевой» аранжировке в 1988 году. На эту музыку забавно ложиться видеоряд первого (и, на мой взгляд, лучшего) советского триллера «Вий»:
Ютуб-канал Leonuruswife
Переживать трудности советскому человеку помогало сами знаете что (правильный ответ в конце заметки). Григорян, как всякий нормальный москвич его возраста, за положительными эмоциями и дружеским общением наведывался в «Яму» — так в народе назывался пивбар «Ладья» на углу Столешникова и Пушкинской улицы (теперь там довольно неплохой ирландский паб с живой музыкой). Именно там обитала та самая Эльза — дама неопределенного возраста, промышлявшая тем, что за малую мзду доставляла страждущим разнообразные «прицепы» к традиционно разбавленному местному «жигулевскому». Не знаю, насколько она была «безобразна», но точно безотказна. В том плане, что недостающее спиртное она добывала всегда и в любое время. Правда, вместо, например, водки это мог оказаться самогон или еще что-нибудь еще более жутковатое. Армену, впрочем, везло — к нему она, видимо, являлась исключительно «с банкой чистого спирта...». А то, глядишь, автор песни и не дотянул бы до времени, когда и ему и Эльзе уже гораздо больше лет… —
Ютуб-канал Авторадио
Теперь самое время вернуться к Ерофееву. Дело в том, что Эльза — персонаж собирательный, и в тот момент, когда она «как зверюшка когтями скребет по стеклу», у нее был совсем другой прототип. С Веничкой Григорян познакомился на светском рауте у одной из своих «продвинутых» знакомых, где собиралась тогдашняя окололитературная богема. В процессе философской дискуссии (а Ерофеев рок-музыку не любил и критиковал жестко), сопровождавшейся, как водится, обильным потреблением того, что стало темой нашего «сериала», жертвой и поли те самые аквариумные рыбки. Как вспоминали очевидцы — страшно редкие и дорогие, привезенные откуда-то из-за границы. Картина, в которой безутешная хозяйка обнимает аквариум, в котором плавают недоеденные высокодуховными гостями рыбьи головы, и удостоилась увековечения в «Безобразной Эльзе». Впрочем, Армен, по его словам, вроде бы как лично экзотикой не закусывал… После этого будет логично завершить сегодняшний рассказ необычной богемно-элитарной версией «Эльзы»:
Ютуб-канал Elisabhetae
А совсем в заключение правильный ответ на вопрос, заданный в середине заметки, — вера в светлое будущее!
Продолжение следует...
Предыдущий выпуск:
Алко-рок. Часть 14. Классики — о пиве
#безобразная эльза