На северном побережье Финского залива, недалеко от современного делового комплекса "Лахта-центр", находится старинная усадьба, окруженная вековыми деревьями, высоким забором и недружелюбной охраной. Территория особняка, получившего название "Белый замок", закрыта от посторонних глаз, несмотря на то, что здание является памятником истории и архитектуры. Как старинная усадьба, построенная в конце XIX века, превратилась в режимный объект и что здесь находится в настоящее время, - сейчас расскажу.
С берега Финского залива в районе Лахты открывается отличный вид на все современные достопримечательности Петербурга: газпромовскую "кукурузину", многострадальный стадион на Крестовском острове, Западный скоростной диаметр и намывные территории Васильевского острова. А среди густо растущих деревьев, практически у самой воды за забором из колючей проволоки притаилось поместье графов Стенбок-Фермор, которые приобрели мызу Лахта на торгах в 1844 году.
Точная дата постройки богатого усадебного дома в центре некогда красивого парка неизвестна. Исследователи считают, что особняк был построен в самом конце XIX века по проекту архитектора Алексея Кузнецова. Некоторые краеведы приписывают авторство дворца архитектору Владимиру Цейдлеру.
Особняк построили по-настоящему роскошным: мраморные лестницы и камины, фарфоровые ванны и уборные, богатый декор из всевозможной лепнины, изысканных гобеленов, - и все это в электрическом освещении, проведенном в доме.
Правда, династия Стенбок-Ферморов оказалась весьма расточительной. В 1897 году лахтинскую мызу получил по наследству граф Александр Владимирович, но ввиду своего возраста не смог сразу начать распоряжаться имением. До совершеннолетия эту функцию выполняла его мать. Зато когда сынишка подрос, он быстро нашел применением унаследованным капиталам, так что в 1905 году ему пришлось начать продажу свободных участков имения под строительство дачных поселков. Так, мыза Лахта оказалась разделена на несколько частей, которые сегодня петербуржцам известны как поселки Ольгино, Александровка и Владимировка. Последняя уже в современном территориальном делении стала частью поселка Лисий Нос.
Продажа земли под дачи не сильно помогла Стенбок-Фермору, и в 1913 году граф был вынужден акционировать поместье, а практические все вырученные деньги, около двух миллионов рублей (сумма по тем временам гигантская), пошли на выплату госдолга. Нажить заново капиталы в условиях Первой мировой войны и стремительно меняющей власти в стране у графа не получилось, так что в итоге он совсем разорился.
Уже после прихода к власти большевиков, в 1919 году, на территории усадьбы была создана Лахтинская экскурсионная станция, руководил которой профессор Павел Виттенбугр. Он же основал при станции Музей природы северного побережья Невской губы, который разместился на втором этаже усадебного дома. На первом были лаборатории и жилые комнаты для персонала. Место было общедоступным, а в работе станции принимали участие видные научные деятели того времени. Оформлял музей академик живописи, художник Альберт Бенуа, а в 1930 году сюда приезжала поэтесса Анна Ахматова.
Просуществовала экскурсионная станция недолго: в 1932 году ее полностью закрыли. Этому предшествовал арест ее основателя Павла Виттенбурга по сфабрикованному делу ученых Академии науки. Но это совсем другая история. В общем, музей и станцию закрыли, коллекции вывезли, а их место ненадолго занял детский дом, потом база отдыха для рабочих ленинградских предприятий, а уже после войны в усадебном доме и остатках парка разместился радиоцентр, который в годы "холодной войны" глушил сигналы западных вражеский радиостанций, чтобы жители Ленинграда не поддавались на лозунги антисоветствкой пропаганды.
Чтобы разместить в особняке необходимое для радиоцентра оборудование, в помещениях здания сделали перепланировку, демонтировав часть стен, а также выстроили неприглядное серое здание, установив на него гигантские тарелки-антенны.
В конце 90-х годов прошлого века радиоцентр модернизировали. А в 2013-2014 годах по заказу Российской телевизионной и радиовещательной сети, в пользовании которой находится особняк и парк, отремонтировали фасады здания. Сегодня радиоцентр является стратегически важным объектом, а посему доступ на территорию имения Стенбок-Ферморов закрыт для простых смертных. По всему периметру "Белый замок" огорожен забором, а на столбах зловеще предупреждают, что здесь находится опасная для жизни запретная зона.
Парк, занимающий площадь около 20 гектар, практически заброшен, да и прогуляться по нему ввиду особого режима нельзя. Когда деревья сбрасывают листву, сквозь нестройное переплетение веток можно увидеть фрагменты особняка, выкрашенного в голубой цвет. Так что теперь название "Белый замок" тоже не соответствует действительности: во время владения им семьей Стенбок-Фермор фасады были белого цвета, за что, собственно, усадьба и получила свое название.
А в декабре 2019 года особняк и парк были включены в реестр памятников культуры регионального значения. Тем не менее экскурсии по территории режимного объекта не проводятся, хотя по своей исторической значимости и по удачном расположению место могло стать одним из интереснейших объектов. Тем более что здесь хотят создать туристско-рекреационный кластер «Северное побережье Невской губы», который расположится на территории побережья Финского залива от Лахты до Лисьего носа. Но пока это только планы.
Усадьба Стенбок-Фермор находится по адресу: Петербург, Лахта, Лахтинский проспект, 104. Координаты: 59.989764, 30.131288.
Спасибо за внимание!
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации)
Читайте также:
- Особняк повышенной секретности: как старинная усадьба в Петербурге превратилась в режимный объект
- Во что превратилась блокадная аптека на Васильевском острове
- Что будет в полузаброшенной усадьбе Жерновка в Петербурге