Несмотря на то, что число заболевших covid-19 вновь растет по всему миру, музеи не сдаются и открывают намеченные выставки. А в Китае 1 октября и вовсе заработает новая культурная институция. Что интересного в ближайший месяц в арт-программе от Нью-Йорка до Шуньдэ — в нашем обзоре.
Что: выставка «From the Mundane World»
Где: He Art Museum (Шуньдэ)
Когда: с 1 октября
В данном случае речь идет не просто об открытии выставки, но целого нового музея (да, такое случается и в период пандемии). В китайском Шуньдэ 1 октября посетителей примет новая культурная институция — He Art Museum (HEM). В нем разместится коллекция мирового и китайского современного искусства. Первой покажут выставку «From the Mundane World», исследующую отношения между человеком и природой в процессе модернизации. Но еще один «объект», достойный внимания, — здание самого музея. Его спроектировал лауреат Притцкеровской премии — архитектор Тадао Андо. Центральный элемент здания — двойная спиральная лестница из бетона, по которой зрители будут подниматься на верхний уровень под прозрачным куполом.
Что: выставка «Just stay in the cold»
Где: Hua Gallery (Берлин)
Когда: до 12 декабря
В прошлом декабре издание artnet опубликовало список самых перспективных художников 2020 года: тех, кто, по мнению арт-критиков и галеристов, должен совершить прорыв. Всего было названо девять имен. Среди них оказался и китайский художник Тонг Кунняо (родился в 1990 году), который работает с живописью, скульптурой и инсталляцией и при их помощи рассуждает о культурных стереотипах и современном обществе. В Hua Gallery открылась первая персональная выставка художника в Берлине. На вопрос, кто он такой, Кунняо отвечает, что вообще-то он не художник, а птица. И порой действительно ведет себя подобно ей в ходе перформансов, которые устраивает со своими кинетическими скульптурами. В Берлине они также представлены. Но сам художник не сможет с ними повзаимодействовать, хотя и планировал. Из-за пандемии Кунняо был вынужден остаться в Китае. Для своих работ художник использует то, что другие обычно выбрасывают. В старых вещах он видит истории людей, которые проводят жизнь в непрерывном использовании многочисленных товаров.
Что: выставка «Russian Avant-Garde: Original and Fake»
Где: Музей Людвига (Кельн)
Когда: до 3 января 2021 года
В 2011 году Музей Людвига получил в дар большую коллекцию русского авангарда. Ее культурной институции завещал сколотивший состояние на торговле шоколадом Петер Людвиг и его жена Ирена. Всего собрание включало около 100 картин, правда, среди них оказались подделки. На выставке «Русский авангард: оригинал и подделка» представлено 25 работ: одни подлинные, другие — доказанные подделки, третьи имеют сомнительную атрибуцию. Все они висят рядом, чтобы посетители могли видеть «источник вдохновения» для фальсификаторов. Кроме этого, рядом с полотнами можно прочесть результаты исследований о подлинности работ. На выставке представлены картины Любови Поповой и Казимира Малевича, Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой, Ольги Романовой и Николая Суетина. Интересна история и одного из проунов Эля Лисицкого. В результате рентгенологического исследования специалисты музея обнаружили, что «проун» написан на куске картона. «Это оказался фрагмент старой репродукции работы немецкого художника Людвига Кнауса. Изготовитель подделки отрезал половину картона Кнауса и изобразил на нем Лисицкого», — рассказал член правления Russian Avant-Garde Research Project Константин Акинша.
Что: выставка Брюса Наумана
Где: Tate Modern (Лондон)
Когда: с 7 октября 2020 по 21 февраля 2021 года
Октябрь в Лондоне обещает быть богатым на культурную программу. 5 числа стартует, пусть и в усеченном формате, Frieze Week, а спустя два дня в Tate Modern откроется масштабная выставка Брюса Наумана. «С конца 1960-х американский художник снова и снова проверяет, каким может быть искусство. Делает он это через трансформацию старых форм и создание новых. Работы Наумана, в которых он использует звук, видео, неон, повлияли на не одно поколение артистов», — отмечают организаторы экспозиции. Науман бросил вызов традиционному представлению о том, что художник должен иметь узнаваемый стиль.
Вместо этого американец стал создавать объекты и ситуации, которые физически или интеллектуально дезориентировали зрителя. Науман использовал для них и собственное тело. В конце 1960—начале 1970-х он представил множество вызывающих клаустрофобию замкнутых пространств, в которые помещал в том числе самого себя. Например, в «Работе с двойной стальной клеткой», которую покажут в Лондоне.
Что: выставка «About time: Fashion and Duration»
Где: музей Метрополитен (Нью-Йорк)
Когда: с 29 октября 2020 по 7 февраля 2021 года
Эта выставка должна была открыться в первую неделю мая, когда в Нью-Йорке традиционно проходит бал Института костюма Met Gala. Но из-за пандемии «опоздала» на полгода. Экспозиция «About time: Fashion and Duration» посвящена влиянию времени на моду, ее цикличности и цитированию друг другом фасонов и силуэтов разных эпох. Чтобы подготовить выставку, ее куратор Эндрю Болтон изучил музейные архивы с 1870 по 2020 год и попытался выявить все модные заимствования дизайнеров. Например, оказалось, что бархатный вечерний пиджак Ива Сен-Лорана из осенней коллекции 1978 года на самом деле был вдохновлен моделью Эльзы Скиапарелли из 1938-го. Болтон также признавался, что идея экспозиции родилась после просмотра фильма «Орландо». «В нем есть замечательная сцена: в ней Тильда Суинтон заходит в лабиринт в женском французском халате XVIII века, который по мере преодоления лабиринта сменяется платьем середины XIX века — и тогда героиня Суинтон вновь оказывается в Англии 1850-х годов», — рассказывал Болтон.
Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.