Найти тему
Artfragment

Выставки октября 2020

Оглавление

Несмотря на то, что число заболевших covid-19 вновь растет по всему миру, музеи не сдаются и открывают намеченные выставки. А в Китае 1 октября и вовсе заработает новая культурная институция. Что интересного в ближайший месяц в арт-программе от Нью-Йорка до Шуньдэ — в нашем обзоре.

Что: выставка «From the Mundane World»

Где: He Art Museum (Шуньдэ)

Когда: с 1 октября

He Art Museum.
He Art Museum.

В данном случае речь идет не просто об открытии выставки, но целого нового музея (да, такое случается и в период пандемии). В китайском Шуньдэ 1 октября посетителей примет новая культурная институция — He Art Museum (HEM). В нем разместится коллекция мирового и китайского современного искусства. Первой покажут выставку «From the Mundane World», исследующую отношения между человеком и природой в процессе модернизации. Но еще один «объект», достойный внимания, — здание самого музея. Его спроектировал лауреат Притцкеровской премии — архитектор Тадао Андо. Центральный элемент здания — двойная спиральная лестница из бетона, по которой зрители будут подниматься на верхний уровень под прозрачным куполом.

Что: выставка «Just stay in the cold»

Где: Hua Gallery (Берлин)

Когда: до 12 декабря

Тонг Кунняо, работы «Швабра-боксер» и «Маленькая черная вдова».
Тонг Кунняо, работы «Швабра-боксер» и «Маленькая черная вдова».

В прошлом декабре издание artnet опубликовало список самых перспективных художников 2020 года: тех, кто, по мнению арт-критиков и галеристов, должен совершить прорыв. Всего было названо девять имен. Среди них оказался и китайский художник Тонг Кунняо (родился в 1990 году), который работает с живописью, скульптурой и инсталляцией и при их помощи рассуждает о культурных стереотипах и современном обществе. В Hua Gallery открылась первая персональная выставка художника в Берлине. На вопрос, кто он такой, Кунняо отвечает, что вообще-то он не художник, а птица. И порой действительно ведет себя подобно ей в ходе перформансов, которые устраивает со своими кинетическими скульптурами. В Берлине они также представлены. Но сам художник не сможет с ними повзаимодействовать, хотя и планировал. Из-за пандемии Кунняо был вынужден остаться в Китае. Для своих работ художник использует то, что другие обычно выбрасывают. В старых вещах он видит истории людей, которые проводят жизнь в непрерывном использовании многочисленных товаров.

Что: выставка «Russian Avant-Garde: Original and Fake»

Где: Музей Людвига (Кельн)

Когда: до 3 января 2021 года

«Проун» Эль Лисицкого с отозванной атрибуцией.
«Проун» Эль Лисицкого с отозванной атрибуцией.

В 2011 году Музей Людвига получил в дар большую коллекцию русского авангарда. Ее культурной институции завещал сколотивший состояние на торговле шоколадом Петер Людвиг и его жена Ирена. Всего собрание включало около 100 картин, правда, среди них оказались подделки. На выставке «Русский авангард: оригинал и подделка» представлено 25 работ: одни подлинные, другие — доказанные подделки, третьи имеют сомнительную атрибуцию. Все они висят рядом, чтобы посетители могли видеть «источник вдохновения» для фальсификаторов. Кроме этого, рядом с полотнами можно прочесть результаты исследований о подлинности работ. На выставке представлены картины Любови Поповой и Казимира Малевича, Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой, Ольги Романовой и Николая Суетина. Интересна история и одного из проунов Эля Лисицкого. В результате рентгенологического исследования специалисты музея обнаружили, что «проун» написан на куске картона. «Это оказался фрагмент старой репродукции работы немецкого художника Людвига Кнауса. Изготовитель подделки отрезал половину картона Кнауса и изобразил на нем Лисицкого», — рассказал член правления Russian Avant-Garde Research Project Константин Акинша.

Что: выставка Брюса Наумана

Где: Tate Modern (Лондон)

Когда: с 7 октября 2020 по 21 февраля 2021 года

Брюс Науман, «Автопортрет в качестве фонтана», 1966.
Брюс Науман, «Автопортрет в качестве фонтана», 1966.

Октябрь в Лондоне обещает быть богатым на культурную программу. 5 числа стартует, пусть и в усеченном формате, Frieze Week, а спустя два дня в Tate Modern откроется масштабная выставка Брюса Наумана. «С конца 1960-х американский художник снова и снова проверяет, каким может быть искусство. Делает он это через трансформацию старых форм и создание новых. Работы Наумана, в которых он использует звук, видео, неон, повлияли на не одно поколение артистов», — отмечают организаторы экспозиции. Науман бросил вызов традиционному представлению о том, что художник должен иметь узнаваемый стиль.

Брюс Науман, «Настоящий художник помогает миру раскрывая мистические истины», 1967.
Брюс Науман, «Настоящий художник помогает миру раскрывая мистические истины», 1967.

Вместо этого американец стал создавать объекты и ситуации, которые физически или интеллектуально дезориентировали зрителя. Науман использовал для них и собственное тело. В конце 1960—начале 1970-х он представил множество вызывающих клаустрофобию замкнутых пространств, в которые помещал в том числе самого себя. Например, в «Работе с двойной стальной клеткой», которую покажут в Лондоне.

Что: выставка «About time: Fashion and Duration»

Где: музей Метрополитен (Нью-Йорк)

Когда: с 29 октября 2020 по 7 февраля 2021 года

-6

Эта выставка должна была открыться в первую неделю мая, когда в Нью-Йорке традиционно проходит бал Института костюма Met Gala. Но из-за пандемии «опоздала» на полгода. Экспозиция «About time: Fashion and Duration» посвящена влиянию времени на моду, ее цикличности и цитированию друг другом фасонов и силуэтов разных эпох. Чтобы подготовить выставку, ее куратор Эндрю Болтон изучил музейные архивы с 1870 по 2020 год и попытался выявить все модные заимствования дизайнеров. Например, оказалось, что бархатный вечерний пиджак Ива Сен-Лорана из осенней коллекции 1978 года на самом деле был вдохновлен моделью Эльзы Скиапарелли из 1938-го. Болтон также признавался, что идея экспозиции родилась после просмотра фильма «Орландо». «В нем есть замечательная сцена: в ней Тильда Суинтон заходит в лабиринт в женском французском халате XVIII века, который по мере преодоления лабиринта сменяется платьем середины XIX века — и тогда героиня Суинтон вновь оказывается в Англии 1850-х годов», — рассказывал Болтон.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.