Если вы уже успели забыть, что такое строфа, то советую прочитать Статью #2. Там вы найдете подробную схему со структурой стихотворения.
Сегодня мы поговорим об основных видах рифмовки, рифм и строф, которые используются при создании произведения.
Рифмы – не то же самое, что рифмовки. Рифма – это само слово, его согласные и гласные, которое используется для того, чтобы ваше четверостишие можно было назвать полноценным стихотворением (не считая, конечно, белого стиха, о котором речь пойдет в следующих статьях). А рифмовка – это вид чередования рифм в строфе.
Рифмовки бывают трех видов:
Смежная(положение рифм в четверостишии такое: ААББ). Ее также называют парной. Также к этому виду рифм можно отнести положение АААА.
Попеременная(АБАБ). В школе вы могли ее знать под названием «перекрестная».
Опоясывающая (АББА). Иное название – кольцевая.
Поэты-профессионалы иногда пользуются и свободной рифмовкой, но нам, новичкам, лучше для начала овладеть азами 😊
Если интересно, поищите в интернете стихи со свободными рифмовками и скиньте в комментарии, вместе оценим.
ПРИМЕРЫ РИФМОВОК В СТИХОТВОРЕНИЯХ КЛАССИКОВ:
СМЕЖНАЯ
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.
М. Лермонтов «Листок»
ПОПЕРЕМЕННАЯ
Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.
А. Блок «Летний вечер»
ОПОЯСЫВАЮЩАЯ
Любим мы друг друга или нет?
Кажется: какие тут сомненья?
Только вот зачем, ища решенья,
Нам нырять то в полночь, то в рассвет?
Э. Асадов «Любим мы друг друга или нет»
Окей, с рифмовками разобрались. А теперь приступим к вещам посложнее.
Классификация рифм даже для настоящих стиховедов оказалась камнем преткновения. В целом, сделать ее получилось, но, чтобы освоить в совершенстве все виды, уйдет не один год, и даже не пять лет. Я же, чтобы максимально упростить начало пути в мир сочинения стихотворений, расскажу о двух классификациях. Их будет достаточно, чтобы начать писать.
1. Мужские и женские рифмы.
В мужской рифме стихотворная строка заканчивается ударным слогом. В нескольких строках стихотворений Эдуарда Асадова и Александра блока, приведенных выше, как раз такая. Попробуйте поделить строку каждого стихотворения на ударные и неударные слоги по схеме из прошлой статьи, и вы поймете, что в конце вы останавливаетесь на ударении.
В женской рифме, напротив, последний слог неударный, как в стихотворении Лермонтова.
Важно понимать, что от вида рифмы ни в коем случае не зависит пол написавшего стихотворение. Это просто обозначение, не более.
2. Точные и неточные рифмы.
Тут все очевидно. Точная рифма – совпадение «окончаний» (правильнее говорить – звуков) на 100%. Чем длиннее совпадение – тем рифма точнее. Неточная – созвучие, достаточное для поддержания стихотворения.
И ТОЧНЫЕ, И НЕТОЧНЫЕ РИФМЫ – ПРАВИЛЬНЫЕ. Неточные лишь нарушают буквенное соответствие, что не является ошибкой.
Виды строф
Что касается видов строф, их понимание будет самым простым из всего материала.
Одностишие. Нерифмованное стихотворение, состоящее из одной строки с "песенным", "стихотворным" ритмом.
Был отвергаем, но зато - какими!
В.Вишневский
Двустишие. Парная рифмовка двух стихов.
В морозы теплое белье
Бойцу - и печка, и жилье.
С. Маршак
Трехстишие. В нем обычно три строки с одинаковой рифмовкой: ААА БББ ВВВ. Но есть и такой феномен как терцина.
Терцина – это стихотворное произведение из трехстиший с обязательной схемой рифмовок АБА БВБ ВГВ и далее. Божественная комедия была написана именно таким способом.
Земную жизнь пройдя до половины, А
Я очутился в сумрачном лесу, Б
Утратив правый путь во тьме долины. А
Каков он был, о, как произнесу, Б
Тот дикий лес, дремучий и грозящий, В
Чей давний ужас в памяти несу! Б
Так горек он, что смерть едва ль не слаще. В
Но, благо в нем обретши навсегда, Г
Скажу про все, что видел в этой чаще. В
Данте Алигьери
(Ад. Песнь первая. Пер. М.Лозинского)
Четверостишие. Всем известные самые обычные стихи.
Пятистишие. Строгого расположения рифмовок нет. Но есть некоторые фиксированные формы.
Лимерик – сатирическое произведение со схемой рифмовки ААББА, желательно в определенном стихотворном размере – трехстопный анапест в 1,2 и 5 стихах и двухстопный – в 3 и 4.
Шестистишия. Как и в пятистишии, строгих правил к расположению рифмовок нет. Например – ААББА, ААБВВБ, АБВАБВ.
Как видите, стихов может быть бесконечное количество, главное гармонично выстроить в них рифмовки. Например, в четырнадцатистишии, которое иначе называется «сонет». Его схема: АББВВББВВВГДГД. Такие виды рифмовок видны в переводе сонетов Шекспира.
Если по материалу остаются какие-либо вопросы - я с удовольствием жду их в комментариях. В следующей статье мы наконец-то лицом к лицу столкнемся с самым, на мой взгляд, сложным в стихосложении - со стихотворными размерами. Но "сложно" - не значит "неинтересно"😉