Найти тему
ТАНКИ

БТ-1 — американский зародыш линейки быстроходных танков СССР

Этой статьей я начинаю большую серию статей развития линейки советских танков до «Т-34». Мною будет представлена самая подробная, но при этом краткая история всех предков «Т-34», со всеми модификациями, оканчивая им самим.

Итак, многие слышали про танк «БТ-2», но где же «быстроходный» первенец? А первенцем был танк, закупленный у частного американского конструктора Джона Уолтера Кристи.

БТ-1
БТ-1

Колесно-гусеничные танки в конце 1920-х годов набирали свою популярность. Скорость обычных танков составляла 10-15 км/ч и годилась лишь для сопровождения пехоты. Также военных не устраивал малый ресурс гусениц. Колесно-гусеничные танки пытались делать в Австро-Венгрии, во Франции, в Польше, и даже Чехословакии, но неудачно.. получалось как то ... «аляповато». Что-то адекватное получилось только у Шведов.

Самым революционным, удачным и даже просто внешне наиболее «эргономично-эстетичным» на тот момент стал американский танк конструктора Кристи. СССР купил его очередную модель — «Christie tank model of 1930».

БТ-1 на испытаниях
БТ-1 на испытаниях

Привезя шасси (да, башен в комплекте не было) в СССР, танку заочно дали индекс «БТ-1» (Быстроходный Танк - 1).

По итогам демонстрации начальствующему составу РККА в мае 1931-го года исп. отдел управления моторизации и механизации РККА решил, что танк БТ (он же «БТ-1», он же танк «Кристи») крайне интересен для советской армии, обладает очень хорошим двигателем, и как боевая машина способна к огромному потенциалу модернизации.

17-го мая 1931-го года был составлен правительственный план по организации серийного производства танка БТ. Из-за этого закрыли все работы по созданию своего танка «Т-24», что вызвало негодование со стороны руководителя того проекта.

Танк БТ-1 - представлял собой безбашенную версию
Танк БТ-1 - представлял собой безбашенную версию

«Новомодные» иностранные колесно-гусеничные танки заводчане недолюбливали. Из воспоминаний харьковского конструктора А.А. Морозова:

«...первое впечатление от этого «танка Кристи» — какая то телега без орудия и башни, все над этим изделием смеялись. Будет над чем поработать...»

На этом история «БТ-1» заканчивается, а что стало танком БТ-2, ждите в следующей статье ;)

Танк БТ-1 на испытаниях на колесном ходу
Танк БТ-1 на испытаниях на колесном ходу

Характеристики:

  • Масса — примерно 9,7-9,9 тонн
  • экипаж — 3 человека
  • вооружение — отсутствует (как и башня)
  • размеры — 5,49 м (длина) * 2,24 м (ширина)
  • бронирование — 13 мм брони (лоб), 16 мм (борта и корма)
  • максимальная скорость — 75 км/ч (на колесах), 44 км/ч (на гусеницах)
  • удельная мощность — (двигатель «Либерти», мощностью 338 л.с)
  • запас хода — не менее 240 км