Найти тему
Кит_пишет

Записки из деревни. День двенадцатый, продолжение.

Начало истории опубликовано на канале: https://zen.yandex.ru/media/id/5a772cec8309055b37fc5f17/zapiski-iz-derevni-den-pervyi-nachalo-5f54c805c84c033ffdeee2b1

Лестница в небо и настоящая печь.

Ну а пока вечер не наступил, успеваем сделать еще одно очень важное дело. Точнее, успевает муж - по моим горячим просьбам.

Некоторый горбыль для забора абсолютно непригоден — слишком монструозный, пилить его дольше и сложнее, чем просто унести внутрь участка. К тому же у нас, в результате всех этих столярных и демонтажных работ, набралось довольно много «огрызков» горбыля и крепких старых досок — на забор их не пустишь, а что-то делать с ними надо.
Решение оказалось очевидным — муж сделал из всего этого
лестницу.

Лестница получилась гигантская и точно не приспособленная для каких-то перемещений, но в этот заезд единственное место, куда мы залезали с помощью лестницы — гараж. Теперь не нужно было бояться, что лестница развалится прямо под тобой, что принесло в нашу жизнь немного спокойствия :) А еще новую лестницу я периодически использовала просто как скамейку. Есть какая-то романтика в том, чтобы сидеть на огромной лестнице и смотреть на закат или на звезды…

К слову о звездах - наступил вечер и вот оно, наше знаменательное событие: мы, впервые за все время пребывания здесь, затопили печь.

Конечно, о том, что у нас есть печь, я знала: печь занимает значительную часть дома, её сложно не заметить.
Но до этого момента печь вообще никак не ассоциировалась у меня ни с теплом, ни с готовкой. Я использовала её в сугубо утилитарном смысле: частенько ставила на неё грязную посуду, чтобы потом помыть (рукомойник расположен как раз напротив печки), а в первые дни мы пытались хранить в печи еду, чтобы не портилась (это не сработало; в дальнейшем решили не выпендриваться, и еду храним в подполе: в фляге, которая замотана в мешок, а мешок подвешен на веревке, так как непонятно, кто и что в этом подполе жило до нашего приезда).

Фото из первых дней. Чугунный настил убран. Фото автора.
Фото из первых дней. Чугунный настил убран. Фото автора.

Теперь же я внезапно открыла для себя, что на печи, вообще-то, лежит плита с двумя отверстиями (чугунный настил) — на них можно ставить посуду, чтобы готовить; увидела, что есть заслонка, которая регулирует подачу воздуха; увидела, что есть топка, куда закладываются дрова; и наконец заметила маленькое отверстие, в котором скапливается то, что не вышло через трубу (зола).

Чугунный настил на своем месте. Более позднее фото, и растопка с нормальным количеством дров. Фото автора.
Чугунный настил на своем месте. Более позднее фото, и растопка с нормальным количеством дров. Фото автора.

Когда мы начали возиться с печью, снова обнаружили неприятный «привет» из прошлого: ни кочерги, ни совка для сажи возле печи не оказалось (покореженнный и затянутый паутиной совок мы потом случайно найдем в углярке. Возможно, он остался потому, что его просто не заметили). Кроме того, печь была нечищена крайне долго, поэтому, прежде чем заниматься растопкой, мы выгребли из печи старую сажу и золу с помощью обычного совка для мусора.
Однако в итоге наши старания увенчались успехом — печь мы более-менее привели в порядок
(по-хорошему, конечно, нужно ей заменить чугунный настил — он уже дал трещину, а одна из родных крышек для конфорки каким-то образом потерялась; но это дело будущего) и затопили. В растопке печи тоже есть свои хитрости: снова выручает береста и терпение. Дрова (хворост, оставшийся еще с нашего похода в лес) горят не то, чтобы охотно, но в итоге всё-таки разгораются и... ура — дым уходит в ночное небо, а не в дом.

Но меня, как обычно, притягивал к себе огонь. Конечно, дверца в топку должна быть закрыта (иначе дым идет в дом и весь смысл затеи теряется), но прежде чем её закрыть, я всё-таки не смогла отказать себе в удовольствии сделать несколько красивых кадров:

Собственно, ради этого растопка и затевалась — не для забавы, не для того, чтобы согреться (хотя потом мы додумаемся и до этого), а чтобы понять, в рабочем ли состоянии печка.

Печка работает, а это значит, что и зимой в доме можно жить, при условии, что есть достаточный запас дров или угля.

Так как растопка была пробной и мы положили совсем мало хвороста, нагрелась только чугунная плита, а тепла в дом нам это не дало.
Между тем, ночи становятся всё холоднее: я сплю в термобелье и свитере, натянув на себя одеяло, но это не особенно спасает. А днем приходится спасаться от теплового удара, ходить в купальнике — и всё равно будет жарко.

Ох уж этот резкоконтинетальный климат...

Продолжение здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5a772cec8309055b37fc5f17/zapiski-iz-derevni-den-trinadcatyi-5f7b0e3a71c44f08291d4687