Найти тему
True Motorsport

Первая автомобильная гонка в истории

Оглавление

Согласно упоминаниям в прессе, первое автомобильное состязание (Paris–Rouen, Le Petit Journal Horseless Carriages Contest) состоялось в Руане (Франция) в июле 1894 года. Организатором был Пьер Жиффар, редактор "Le Petit Journal". Он устроил это соревнование для того, чтобы популяризировать свою газету, стимулировать интерес к автомобилестроению и развивать производство моторов во Франции.

Картина стартовой сцены на первой странице Le Petit Journal 5 августа 1894 года.
Картина стартовой сцены на первой странице Le Petit Journal 5 августа 1894 года.

Правила

Газета рекламировала гонку как «Конкурс Le Petit Journal для безлошадных экипажей», которые были «не опасны, легки в управлении и дешевы во время поездки», причем главный приз достался «участнику, чья машина максимально приближена к идеалу». Пункт о «простоте вождения» исключил возможность получения призов любыми транспортными средств, нуждающихся в механике или помощнике, таком как кочегар (если автомобиль приводился в движение паровым двигателем).

Le Petit Journal объявил призовой фонд в размере 10 000 франков: 5 000 за первое место, 2 000 за второе, 1 500 за третье, 1000 за четвертое и 500 за пятое. Главный приз доставался соответствующему правилам транспортному средству, которое раньше всех пересечет финишную черту в Руане.

Участники

Всего 102 человека заявились на гонку, заплатив вступительный взнос в десять франков. Среди участников были как практичные производители, такие как Peugeot, Panhard, de Dion-Bouton и Serpollet, так и любители «чрезмерно амбициозных концептов». 78 участников не явились на квалификацию. Кроме того, 19 моделей с бензиновым двигателем и 26 паровых автомобилей, квадрициклов и трехколесных мотоциклов не участвовали в квалификационных соревнованиях.

Граф де Дион финишировал первым на тягаче De Dion с паровым двигателем, буксировавшем тележку, но не имел права на получение приза.
Граф де Дион финишировал первым на тягаче De Dion с паровым двигателем, буксировавшем тележку, но не имел права на получение приза.
Альбер Лемэтр (на фото слева) финишировал вторым на 3-сильном Peugeot, но был признан победителем.
Альбер Лемэтр (на фото слева) финишировал вторым на 3-сильном Peugeot, но был признан победителем.

Квалификация

Квалификация проходила с 19 по 21 июля 1894 года, а 18 июля ей предшествовала публичная выставка 26 автомобилей в Нейи-сюр-Сен. Журналисты сообщили о большом скоплении людей. 19 июля 26 машин выстроились вдоль бульвара Майо. Каждая из них была припаркована на расстоянии 10 м друг от друга, пока в 8:00 не стартовала первая машина, за которой с интервалом в 15 секунд друг за другом выезжали остальные. Участник должен был завершить квалификационный заезд на 50 км менее чем за три часа, чтобы иметь право на старт в гонке на 126 км из Парижа в Руан. По результатам квалификации право право на дальнейший заезд получил 21 экипаж.

Гонка

Уходя на дистанцию с полуминутным интервалом, машины покидали столицу и брали курс на Руан, в 126 километрах к северо-западу. До финиша удалось добраться лишь 17 экипажам.
Граф де Дион первым прибыл в Руан через 6 часов 48 минут после старта со средней скоростью 19 км/ч. Он финишировал на 3 минуты 30 секунд впереди Альберта Лемэтра (Peugeot), Огюста Дорио (Peugeot) (отставание на 16 минут 30 секунд), Ипполита Панара (Panhard) (33 минуты 30 секунд) и Эмиля Левассора (Panhard) (55 минут 30 секунд). Средняя скорость победителя составила 17 км/ч. Наибольшую скорость (более 22 км/час) развил 20-сильный паромобиль маркиза Альбера Де Диона.

Призы

Во вторник, 24 июля, Le Petit Journal объявил призы:

  1. Первый приз для «участника, чей автомобиль наиболее близок к идеалу» (5000 франков), был разделен поровну между Panhard et Levassor и Les fils de Peugeot Frères.
  2. Второй приз (2 000 франков) был присужден компании de Dion-Bouton за их «интересный паровой трактор, который работает как лошадь и дает как абсолютную скорость, так и тягу на подъеме в холм».
  3. Третий приз (1500 франков) был присужден Морису Ле Блану за его девятиместный автомобиль, оснащенный «системой Serpollet».
  4. Четвертый приз, Приз Маринони (1000 франков) был разделен между двумя производителями: Альфредом Вашероном и Ле Бруном.
  5. Пятый приз (500 франков) был присужден Роджеру
Граф де Дион, Париж-Руан, воскресенье, 22 июля 1894 г.
Граф де Дион, Париж-Руан, воскресенье, 22 июля 1894 г.
Panhard et Levassor, Париж-Руан, воскресенье, 22 июля 1894 г.
Panhard et Levassor, Париж-Руан, воскресенье, 22 июля 1894 г.