Создавая трансгенные продукты биоинженеры изучают и перенимают механизмы приспособления, свойственные разным микроорганизмам.
Опаснее ли путь создания трансгенных продуктов, чем традиционная селекция? Селекция, против которой никто не возражает, тоже меняет свойства растений, но делает это гораздо грубее.
Если генетик вставляет лишь один выделенный ген в крохотный кусочек растения, то селекционер применяет агрессивные методы радиации и химии. У многих людей, которые резко выступают против этих технологий, нет точного представления о механизмах генной инженерии. Но, к сожалению, даже не все медики и биологи берут на себя труд разобраться в них. А потребителя запугать проще простого.
Многие распространенные «страшилки» не имеют под собой реальных оснований. Например, ходят слухи, что в магазинах продается генетически модифицированное мясо и другие искусственных животные белки. Это, конечно, выдумки. По-видимому, так люди интерпретируют информацию о том, что генетически модифицированную сою добавляют в колбасные изделия.
Если бы на этикетках всех продуктов указывался их состав, то таких слухов удалось бы избежать и потребители могли бы выбирать то, что не вызывает у них опасений.
Его главный аргумент против генномодицифированных продуктов питания состоит в том, что, помимо пищевой опасности, трансгенные растения таят в себе экологический риск. По мнению многих ученых, выращивание трансгенных растений в открытой экосистеме может привести к сокращению биологического разнообразия природы - прежде всего к уменьшению количества видов растений, а затем насекомых и птиц, питающихся ими.
Сами же «зеленые мутанты» обречены на гибель: замечено, что у некоторых трансгенных растений пыльца становится стерильной, из-за чего они лишены возможности размножаться.
Исследователи ссылаются и на некоторые опыты над животными, которым давали корм, полученный из трансгенных источников: у них тоже снижалась, а иногда и нарушалась репродуктивная функция. Поэтому, наша сегодняшняя отсталость во внедрении новых технологий может обернуться большим преимуществом.
В то время, как многие развитые страны заняты поиском экологически чистых сельскохозяйственных площадей для выращивания натуральных продуктов, наши земли, на которых длительное время не использовались химикаты, предоставляют такие возможности. Иностранцы с почтением говорят о русских дачниках, выращивающих экологически чистые овощи и фрукты.
На Россию, отставшую от других стран в области сельскохозяйственных технологий, стали смотреть как на островок здоровой экологии.
Академик РАМН, директор Института питания В. А. Тутельян тоже сдержанно относится к перспективе выращивания трансгенных культур в России, но не в силу их опасности для здоровья, а по другим причинам.
По его мнению, перед тем как выпустить совершенно новый биологический вид в открытую экосистему, следует подумать: сможем ли мы соблюдать строгую технологическую дисциплину на полях? При распространенном сегодня ведении бизнеса в России опасения академика Тутельяна вполне обоснованны.
При этом ученый призывает не выплескивать вместе с пеной младенца, как это произошло 20 лет назад с микробиологией сельского хозяйства. По его словам, в этой области в 60-70-е годы 20- го века наша страна занимала ведущее место в мире. До 70 научно-исследовательских институтов успешно занимались этими проблемами.
Наряду с созданием самих технологий, ученые проводили длительные исследования используемых в животноводстве кормов из биомассы. Оценивалась не только сама биомасса, но и состояние нескольких поколений лабораторных животных, которых кормили ею.
Потом велись тщательные наблюдения за поколениями сельскохозяйственных животных и проверялось состояние здоровья людей, употреблявших полученные продукты животноводства. В стране работали 10 крупных заводов по производству биомассы, полученной с помощью микробиологических технологий, а животноводство имело хороший источник кормов.
В 90-х годах заводы закрылись, лучшая в мире микробиологическая отрасль была разрушена, а Россия стала закупать мясо за рубежом. Что касается влияния трансгенных продуктов на здоровье человека, то тут В. А. Тутельян опасности не видит.
Он ссылается на мнение авторитетного сотрудника Евросоюза, отвечающего за безопасность пищевой продукции. К нему стекается вся информация о трансгенной продукции, но данных, подтверждающих ее опасность, до сих пор не появилось.
По мнению этого эксперта, шумиха вокруг генетически модифицированных продуктов поднята заинтересованными в ней кругами. В проблеме трансгенных продуктов пока больше вопросов, чем ответов. Но ясно одно: вспять научно-технологический процесс повернуть невозможно.
Скорее всего, нам придется жить в век генной инженерии. Единственный разумный выход - не поддаваясь эмоциям, следить за информацией на эту тему, критически выслушивать доводы обеих сторон и делать собственные выводы.