Написав предыдущую статью меня заинтересовал ЭКРАНОПЛАН «ЛУНЬ», недолго думая, решил рассказать Вам немного подробнее о нём.
- Создание гигантских экранопланов завершилась постройкой ударного аппарата проекта 903 «ЛУНЬ», ставшего кульминацией деятельности центрального конструкторского бюро. В основу «ЛУНЬ» положили достаточно хорошо отработанную на самоходных моделях и аппаратиков схему, но с восьмью двигателя НК-87 тягой по 13000 кг с поворотными соплами расположенными на пилонах в носовой части корпуса. Корпус «ЛУНЬ» был разделён на 10 водонепроницаемых отеков и имел три палубы. Под днищем корпуса расположили гидролыжное устройство предназначавшейся исключительно для посадки. Его амортизаторы снижали ударные нагрузки. Вооруженный шестью противокорабельными ракетами «маскит» располагавшемся в трёх спаренных установках КТ-215.
- Экраноплан летящий на сверх малой высоте с крейсерской скоростью 350-400 километров в час, мог нанести ощутимый урон корабельным в том числе и авианосным соединением вероятного противника и беспрепятственно скрыться. Разработка противокорабельных ракет «маскит» началась в 1973-м году. Особенностью ракеты является прямо точный воздушный реактивный маршевый двигатель 3Д-83. В камере сгорания которого размещён ракетный ускоритель, выбрасываемый из неё после израсходования топлива, поскольку комплекс «маскит» предназначался для оснащения кораблей, то им в начале 1980-х годов в первую очередь вооружили Эсминцы проекта 956-го типа. Современный экраноплан же занимает промежуточную нишу между водоизмещающимм судами и самолётами, поэтому для него разработали свой вариант ракеты с пусковой установкой. В последствии, когда страна находилась в глубоком финансовом кризисе, был предположен самолётный вариант «маскита», но заказчика он так и не нашел. В конце 1980-х завершились испытания ракет 3М-80Е с модифицированным маршевом двигателем, работавший на более калорийным топливе, что позволило увеличить дальность полёта изделия. Отработка ракетного вооружения началась с бросковых испытаний габаритно-массовых макетов «маскит» с наземных пусковых установок на полигоне ВМФ «песчаная балка» под Феодосией в октябре 1984-го года.
- Кроме ракетного вооружения предусмотрели две артиллерийские установки УК-9 «Капица» 211 с двумя двуствольными пушками ГШ-23 унифицированные с теми, которые устанавливались на самолёт ИЛ-76. Существенным отличием новой машины стала не только ракетное вооружение, но и расположение все силовой установки в носовой части. Последние, видимо, связано с размещением противокорабельных ракет «маскит» на корпусе лодки. В случае размещения газотурбинных двигателей на кормовой части аппарата при пуски ракет возможно попадания продуктов сгорания в их воздухозаборники, и как следствие, возникновения помпажных явлений в них. На «ЛУНЬ» предусмотрели два РЛС для целеуказания ракетам и навигации. Аппарат заложили на Опытного заводе «Волга» в 1983-м году и спустили на воду в 16 июля 1986г. в ходе испытаний на Каспии в 1989-м году после одиночного пуска москита, закончившегося аварией, состоялся успешно залп двумя пакетами по мишени.
- В том же году завершились государственные испытания аппарата и он с 1990-го по 1991 г. прошел опытную эксплуатацию. Казалось, машине принадлежит будущее, но случилось непредвиденное. Событие произошедшее в советском Союзе на рубеже восьмидесятых, девяностых годов и начавшаяся конверсия производства, вынудили конструкторов перейти на мирную продукцию. Что касается «ЛУНЬ» то его списали не только по экономическим соображениям, но из-за неопределённости заказчика в вопросах его боевого применения. В 90-м 91-м годах на «ЛУНЬ» провели натурные исследования, подтвердившие большие возможности экраноплана при видении поисково-спасательных работ. Вслед за этим подготовили технический проект и приступили к переделке, находившийся постройки второй боевой машины в спасатель. Согласно официальным сообщениям, гражданский вариант «ЛУНЬ» спасатель может транспортировать от 150 до 500 человек. Проектом на его борту предусматривался госпиталь с операционной и реанимационном помещением. Семь членов экипажа разместили в носовой кабине, а штурмана и команду спасателей в кормовой, на вершине киля, откуда открывается прекрасный, почти круговой обзор, но Спасатель так и не встал на крыло из-за отсутствия финансирования. Других же путей конвентирования ударного аппарата для решения мирных задач нет, поскольку конструкция Луня не допускает его переделку в транспортный вариант.
Летно-технические характеристики экраноплана проекта 903 «ЛУНЬ» :
- размах крыла-44 м
- длина 43,8 м
- высота 19,2 м
- площадь крыла 550 квадратных метров
- масса пустого самолёта составляет 243 000 кг
- максимальная взлётная масса 380 000 кг
- Тип двигателей НК 87
- Тяга- 8x 13000 кг сил
- Максимальная скорость 500 км/час
- Практическая дальность 2000 км
- Высота полёта на экране - от 1 до 5 м
- Мореходность 5-6 баллов
- Экипаж - 10 человек
- Вооружение- 6 противокорабельных ракет «маскит»
На этом всё, не забывайте подписываться на канал и оставлять комментарии,если Вам понравилась публикация ставь палец вверх, до новых встреч, пока.