НАЧАЛО
Ушёл Ларион. Вернулся домой, а о траве для кролей позабыл. Не ожидал, что Одарка не набросится на него с угрозами, а она молчком покормила и ушла куда-то. А чего ругаться? Хоть и дармоед, голь перекатная, а трудится за троих и не жалуется никогда. Это же хорошо, что вернулся.
Год пролетает быстро, в трудах да в ожидании встречи с любимой своей ненаглядной Стешенькой. Трудился Ларион на кузне много, дело кузнечное освоил хорошо, многое уже лучше чем у дяди получается. Да и Одарке в помощи не отказывал. Всё по дому делал. Потерять такого исправного работника Одарке не хочется, вот и радуется, что исчезла барышня, нет её и хорошо. И не ведомо ей, что ждёт Ларион следующий Иванов день, а праздник этот приближается.
А Арсению на другой день, как Степанида исчезла, сон приснился. Чудной сон, непонятный. И даже не ночью, днём, сидел на лавке в подушках, чтоб удобней было мамаша подложила, глаза закрыл и сон причудился. Будто Степанида подошла к нему и сказала: «Запомни, Арсений, должен ты три дела добрых для людей сделать, тогда и ноги твои слушаться тебя будут»
«Что за чепуха, - думает Арсений, - какие такие дела, и как я их сделаю, коль ходить не могу?»
Батька два раза доктора городского знаменитого привозил, большие деньги отдал, да только ничем помочь не смог доктор. Всё с ногами в порядке, никакой хворобы не обнаружил, а почему не ходят они, доктору неведомо.
А время идёт. Вот и снова Арсений сон видит. Опять Степанида к нему пожаловала и говорит:
«Знай! Не сделаешь, пеняй на себя, никакие доктора не помогут тебе»
Рассказал он матушке, та в соседнюю деревню сходила, там старый-старый дед жил, мудрецом его считали и все в округе к нему за советом ходили, если трудные дела давили на них и жить не давали.
Дед велел Арсения привезти. Привезли, усадил он в избе его возле стола, родителям выйти велел. Зажёг свечи, что на столе и начал что-то нашёптывать. Долго шептал, потом молвил: «Не смогу помочь, это твоё наказание за дела твои неправедные, за зло, которое людям делал. Искупить надо вину свою, а я ничем не помогу, и если бы очень хотел помочь тебе, отрок, не смог бы»
А ещё старик сказал, что любовь может спаси его. Любовь настоящая и чистая. Предупредил его, что всё это было сказано только для него, а не для его родителей.
- Ты уже не маленький, должен сам принимать решения, - сказал мудрый старик в конце.
Задумался Арсений. Едут обратно, мамаша пристала: расскажи да расскажи, но молчит Арсений, верит старому.
Видит, по дороге нищенка идёт, поклажу тяжёлую несёт в мешке через плечо, под её тяжестью изнемогает. Устала видно сильно, да ещё и на одну ножку хромает. Проехали её, обогнав. Обернулся Арсений и думает: это же хорошее дело будет, если подвезём её? Просит родителя остановиться. Тот злится, останавливаться не хочет. С какой это стати о нищенке думать, когда своих проблем полно?