Найти тему
MARIA KRANK

ИСКУССТВО ПРЕДВИДЕТЬ: кто такие трендсеттеры

инсталляция в воде, Бельгия. Автор: 8888  @office88888  фотограф: JeroenVerrecht @jeroenverrecht
инсталляция в воде, Бельгия. Автор: 8888 @office88888 фотограф: JeroenVerrecht @jeroenverrecht

Откуда берется мода?
Что такое трендвотчинг и трендсесттеры?
Возможно ли появление новых идей, или дежа вю в моде неизбежно?


Ответы на эти вопросы я и попробую разобрать в этой статье.

Вопрос, откуда берется мода, интересовал меня всегда. Очевидно, что связана мода с настроениями в обществе, политикой и экономикой, культурой и экологией. Но, о том, что есть некие охотники за трендами, улавливающие потоки информации и прогнозирующие глобальные изменения и тенденции, я впервые услышала на лекции, будучи студенткой на факультете дизайна одежды.

-2

Термин «трендсеттер» в 1903 году ввел французский социолог Габриэль Тард, который изучал пути распространения инноваций в обществе и выявил, что некоторые люди усваивают их быстрее других. Наиболее полно понятие было исследовано в труде «Диффузия инноваций» («Diffusion of Innovations») Эверета Роджерса (1962).
Трендсеттер (англ. Trendsetter, от англ. Trend — «тенденция», to set — «устанавливать, начинать») — инноватор, воспринимающий новые идеи или тренды раньше других и своим примером внедряющий новшество в массовое использование.

В чем заключается работа трендсеттеров:

1. Постоянный сбор информации в разных сферах жизни, таких как наука, политика, экология, культура, отслеживание настроений в обществе по всему миру;

2. Анализ информации + интуиция = прогнозирование новых тенденций;

3. Выражение новых тенденций посредством визуального материала, так называемых
мудбордов, трендбуков, статей, тематических видеоматериалов.

-3

Трендвотчинг — это практика регулярного отслеживания потребительских и индустриальных трендов, применяемая компаниями для создания инновационных продуктов, услуг и коммуникаций. Трендвотчинг позволяет выделить закономерности в поведении и предпочтениях потребителей, чтобы увидеть новые возможности для создания инноваций. В некоторых источниках трендвотчинг называют трендспоттингом или кулхантингом.

Кто же они - люди, обладающие столь таинственным знанием?

Ли Эделькорт
Ли Эделькорт

Голландка Ли Эделькорт - одна из самых известных и влиятельных предсказательниц трендов.
Она консультирует и разрабатывает концепты продуктов для: Armani, Gucci, Procter & Gamble, Wella, Coca-Cola, the Dutch Transport Authority, Ermenegildo Zegna, Fortis Bank, Jaguar, L'Oreal, Lancome, Nespresso, Nissan, Philips, Seiko, Shiseido, Siemens, отели и курорты Singita Hotels and Resorts, Swarovski, the Swiss Real Estate Association and Swatch, Swarovski crystals, Estee Lauder cosmetics, Camper footwear, DIM underwear, Samsung electronics, Findus foods, Singita, супермаркеты Woolworths.

Получив образование в школе искусств и проработав тренд-консультантом в голландском мультибрэндовом магазине Bijenkorf, Ли Эделькорт поняла, что может предсказывать тренды, точно представляя, что именно будут покупать через несколько сезонов. В 1975 году она переехала в Париж и создала
Trend Union - бюро по прогнозированию тенденций, имеющее сегодня представительства на пяти континентах. Трендбуки бюро Эделькорт выходят лимитированными тиражами за месяц до остальных тренд-агентств.

Позволю себе привезти несколько любопытных цитат Ли Эделькорт.

"Моя работа основана на интуиции, — говорит Ли. — Я люблю размышлять о своей работе как о современной археологии. Ты отыскиваешь отдельные фрагменты, и вдруг, в один прекрасный день, у тебя складывается целостная картина, формулируется идея. Идея о том, как изменится стиль жизни».

«Модной индустрией полностью завладела алчность. Для нее нет ничего важнее, чем высокие показатели, что противоречит инновациям».

«Люди не хотят ничего менять: это значит, что они будут жить в отрицании. Во времена страха мода имеет тенденцию становиться очень экстравагантной».

«Мода умерла - впереди эмансипация всего».

На мой взгляд, Ли Эделькорт - негласная королева, которая правит умами людей: то есть, она говорит, что скорее всего в моде будет то или это, к ней прислушиваются передовые специалисты со всего мира, а они, в свою очередь, диктуют нам, простым смертным, какой цвет или фасон, образ мыслей или стиль жизни сейчас в тренде - вот такой парадокс.

WGSN
является крупнейшей онлайн-площадкой в области прогнозирования модных трендов. Эксперты компании создают контент с учетом специфики локальных рынков, а команда
WGSN насчитывает 250 исследователей по всему миру. Тренд-агентство предоставляет свои прогнозы, выкладывая их за 24 месяца до начала сезона. Предназначена эта информация, в первую очередь, для дизайнеров и байеров.

Для того чтобы составить компетентные прогнозы, специалисты компании изучают экономические и общекультурные изменения, отслеживают возникновение и развитие новых технологий. На основе проведенных исследований составляется портрет человека будущего: как он будет питаться, какие фильмы смотреть, какими технологиями пользоваться. А уже потом составляются прогнозы о том, во что он будет одет.

логотип WGSN
логотип WGSN

По мнению специалистов WGSN, представителей которого удалось послушать на выставке Collection Premiere Moscow, основной тенденцией ближайшего будущего будет объединение глобального и локального, реального и виртуального, что приведет к изменению сложившихся стереотипов (люди станут более терпимыми и открытыми). Станут популярнее мягкие восточные силуэты: «изгибы Востока будут все больше и больше влиять на прямые линии Запада». Первоочередное значение приобретет сторитейлинг – «мы лучше научимся рассказывать истории, посвященные различным местам, странам и культурам».

билет на лекцию WGSN
билет на лекцию WGSN

Premiere Vision
Компания-организатор самой крупной и инновационной выставки в сфере текстильной промышленности, дизайна и технологий тканей.

Каждый сезон Premiere Vision Paris предлагает уникальный модный опыт и эксклюзивную сезонную информацию и направления, разработанные командой PV. В открытом доступе можно найти подборки о трендах в текстиле на ближайшие два года. Их материалы всегда в высшей степени креативны, вдохновляют, наполнены поэтическими образами и метафорами. Так что призываю ознакомится с последними трендами в дизайне тканей на их
сайте.

А что такое ткани? По большому счету, именно от тканей сейчас зависит индустрия моды, а точнее, от новых технологий и способов обработки материалов. Так что можно сказать, что производители тканей диктуют моду дизайнерам. Исключения, конечно, бывают, но они лишь подтверждают правила.

модные цвета: прогноз Premiere Vision на сезон осень - зима 2021/22
модные цвета: прогноз Premiere Vision на сезон осень - зима 2021/22

Pantone

Pantone – компания, создавшая профессиональные стандарты цвета. Компанию основал Герберт Лоуренс в 1963г. Именно тогда и была создана уникальная система для смешивания, определения и согласования цветов, своего рода язык цвета, облегчающий профессиональную коммуникацию между дизайнерами всего мира.

Компания Pantone известна также своими исследованиями. Существует специальный Институт цвета, или Pantone Color Institute. Два раза в год, осенью и весной, он объявляет десять самых актуальных цветов сезона и главный «цвет года».

Леатрис Эйсман, исполнительный директор Института цвета и глава избирательного комитета, сообщает, что процесс выбора главного оттенка года – это своеобразная попытка собрать вместе все преобладающие настроения в мире и выразить их посредством одного визуального образа. По ее словам, «цвет года» – это организующий принцип и хороший маркетинговый инструмент для дизайнеров, декораторов, художников, производителей косметики, одежды, украшений и т.д.

Pantone – компания, создавшая профессиональные стандарты цвета.
Pantone – компания, создавшая профессиональные стандарты цвета.

В заключении, еще несколько полезных ресурсов:


Trend Watching
Trend Stop
Trend Hunter
Cool Hunting
Spring Wise
Foresight Factory TRENDONE
IDEO
В России подобное направление развивает агенство
Trendsquire, изучая "особый путь" и предпочтения российского потребителя.

Вот такая получилась подборка. Ну и, конечно, только Вам решать, подхватывать ли уже сложившиеся или навязанные модные «фишки» или создавать их самим. Лично я предпочитаю второе.