Найти тему
Максим Аллигатор

Что такое "спартаковский стиль". Как зародились стеночки и забегания

Московский Спартак ФК
Московский Спартак ФК

Испокон веков известно всем: "спартаковский футбол и дух - это что-то совершенное и идеализированное". Но если насчёт так такого духа ещё можно поспорить, коль вещь эта вполне эфемерная. То вот стиль, пропагандирующий короткие передачи, игру в стенки и забегания - уже более ощутимые понятия.

Но существует также и заблуждение, касающееся возникновения подобного футбольного стиля. Многие считают, что Спартак играл так всегда. Вот создали команду и моментально так заиграла.

На самом деле, всё развивалось постепенно. Созданный в 1922 году московский клуб изначально не был чем-то примечательным. То есть, он был, конечно, грандом по российским меркам, но ни о какой индивидуальности и своём стиле речи не шло.

Все изменилось с приходом двух великих тренеров: Бескова и Романцева. Начнём с Константина Ивановича. Пришедший в 1977 году Бесков проработал в стане красно-белых 11 лет. И за это время сумел построить великолепную команду, как раз-таки с тем самым стилем, который уже стал в большей мере шаблоном и ярлыком, нежели отличительной чертой.

Бесков славился тяжёлыми тренировками и дисциплиной. Забавно, но это прямо какая-та формула успеха советских тренеров того времени. Вспомнить того же Лобановского. Кстати, о нём будет отдельный выпуск, поэтому подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить.

Константин Иванович со своего первого сезона в Спартаке, начал строить красивый футбол, который славился даже в европе. Никаких выносов, вертикальной игры или "автобусов". Игра была построена исключительно на пасовой основе. И именно в то время появился тот самый футбол: "стеночки и забегания".

По итогу 2 чемпионских титула и один прекрасный сезон в кубке чемпионов, где Спартак, к сожалению, оступился в четвертьфинале.

Продолжил идеологию Бескова Романцев, пришедший ему на смену в 1989 году. Олег Иванович во многом был мягче своего предшественника, но как по мне, гораздо сильнее в тактическом плане. Романцев взял наработки и успехи Бескова, умножив их в несколько раз. Его Спартак был божественно прекрасен. Смотришь матчи той команды и понимаешь, что это, действительно, совершенно. Это картины Брейгеля! Босха!

Единственное, наверное, чего не хватало той команде - это европейских трофеев. Здесь прослеживается синдром киевского Динамо. Коллектив постоянно был близок к победе, но всегда оступался, оставаясь буквально в шаге от финала.

Да, Спартак Романцева выиграл бешенное количество чемпионских титулов (8 чемпионатов России и один титул СССР). Но в Европе...В Европе результатов не было. Только и остаётся вспоминать о 18 очках в группе ЛЧ и о странных вылетах из плей-офф, то из-за невезения или расхлябанности, то из-за неадекватных действий судьи.

Стеночки в наше время

Как говорил Мостовой: "спартаковский футбол можно построить в наше время. Барселона же смогла. Но проблема в том, что внедрить этот стиль и дух в иностранного игрока крайне сложно". С Мостовым можно согласиться. Нынешний Спартак, команда строящаяся на иностранцах и русских игроках, купленных из других команд.

Можно ли построить в такой атмосфере и структуре спартаковский футбол? Наверное, можно. Но вопрос, нужно ли?

-2