Чёрт. Так Тарас Бульба звал своего коня. Также именовали во времена христианизации всех Богов и духов славянского мира. "Как Язычество превращалось в Демонологию, а языческия божества в демонов, чертей, оборотней, какими оне называются и в церковных книгах" (1). К чертям, например, отнесли крестители и Перуна (3) и Велеса (Волоса) (4).
Происхождение слова объясняется по-разному. Одна из версий - толкование слова как родственного черта, др.-рус. чьрсти «чертить, вскапывать». Тот, который находится "за чертой". "Понёсся, очертя голову!" – обережная защита от зла, исходящего из иного мира. Очертил себя и Хома во время отпевания убитой им ведьмы-панночки. К очерчиванию относится и опоясывание. Однако к этой огромной потусторонней силе нередко обращаются за помощью.
Её время – от захода до восхода солнца, её сторона – левая (оборотная, изнаночная) (2). Все гадания, ворожба, ритуалы обережно-защитной магии проводятся только до рассвета, распоясавшись и распустив волосы. Нити для обережного пояса или науза прядут ночью, справа налево, тем самым обращаясь за помощью к Богам и духам, находящимся "за чертой" (см, например, 5). Особой силой обладает вода, в которой купаются ночью во время сакральных славянских праздников (6).
Боги и духи славянского мира, именуемые в христианских поучениях "чертями", при правильном обращении к ним, содействуют людям в решении личных проблем. С позиций язычества высказывание: "Чёрт с тобой!", таким образом, содержит смысл получения поддержки от потусторонних сил. "Чёрт" - обезличенное Божество, но оно может иметь и конкретное Имя.
А вот пожелание: "Чтобы тебя черти взяли!" - увы, не сулит получателю ничего хорошего. А конкретно - его уход "за черту", в мир иной.
1.Снегирев И.М. Русские простонародные праздники, Выпуск 2, 1838 г
2.Титова О.Ю. Ареальное исследование мифологических представлений русских Центрального Черноземья (XIX – начало ХХI века): дисс. … канд. историч. наук. – - М., ИЭА РАН, 2015
3.Снегирев И.М. Русскiе простонародные праздники и суеверные обряды, выпуск 4. - М., 1839
4.Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Научн.ред. Петрухин В.Я. и др. - М., Эллис Лак, 1995
5.Черных А.В. Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца ХIХ – середины ХХ века. Часть I. Весна, лето, осень. - Пермь, 2006
6.Грузнова Е.Б. На распутье средневековья. Языческие традиции в русском простонародном быту (конец XV-XVI вв.). - СПб., СПбГУ, 2012
#черт #язычество
©В.К.
(В сокращении, по материалам обзора славяно-русских праздников):
© Виктор Крескин: "Русская Матрёшка: Праздьнъ в традиции"
Подписывайтесь на статьи о народных традициях, группа "Праздьнъ в традиции": ВКонтакте Фейсбук Телеграм