Найти тему
ВСЁ ДЛЯ ВСЕХ

Холокост был и в России. Но это не вписывается в официальную историю

Об уничтожении евреев в оккупированной части Советского Союза в России мало что вспоминают во время памятных мероприятий по случаю победы над нацистской Германиейсторик Изабелла Табаровски , которая работает в Институте Кеннана в Вашингтоне Уилсона, пишет о причинах этой странной потери памяти в комментарии к проекту «Пересечение» , исследованию, посвященному изучению современной России .Несколько лет назад двое российских студентов в телевизионной викторине ответили на вопрос «что такое холокост», что это клей для обоев. Их ответ вызвал бурю критики в СМИ.Когда волна утихла, журналист Мумин Шакиров пригласил их посетить мемориал в Освенциме, Польша. Он снял документальный фильм об их путешествии , в котором показал внутреннее преображение обеих девушек.Половина евреев погибла в СССРНесомненно, это была важная история, полная сильных эмоций. Но есть несколько вопросов, на которые он не отвечает. Непонятно, зачем девушкам пришлось ехать в Польшу - ведь почти половина жертв Холокоста, 2,8 миллиона человек, погибли на оккупированной немцами территории Советского Союза.Гораздо разумнее было бы отвезти девушек в город Пушкин под Санкт-Петербургом или в Ростов-на-Дону, где нацисты массово расстреливали евреев. Киев или Львов на Украине тоже подойдут. Если бы они посетили некоторые из этих мест, они бы узнали часть истории, которая напрямую связана с прошлым их собственной страны.Это лишь одна из многих иллюстраций того, что для большинства россиян Холокост далек от того, что произошло где-то в Европе. История концлагерей в Польше вызывает у российских граждан гораздо более сильную ассоциацию с Холокостом, чем история последовательной ликвидации своих собратьев-евреев. Большинство из них было расстреляно оккупантами в оврагах и лесах прямо на окраинах городов и деревень, где они жили.Известно, что истории Великой Отечественной войны в России уделяется огромное внимание. Благодаря бесконечному потоку фильмов, книг, телепрограмм и песен образы первых дней и часов после немецкого вторжения 22 июня 1941 года глубоко вписались в коллективную память граждан России, констатирует американский историк, добавляя:
Советские солдаты с противотанковым ружьем в окопах во время битвы за Москву | фото: CC0 Общественное достояние
Проблема в том, что сегодняшний официальный нарратив, изначально созданный усилиями советских идеологов, игнорирует «несоответствующие» факты и события. Предпочтение отдается той версии истории, которая подчеркивает патриотизм, общие страдания и славу войны.Забытый холокостХолокост - одно из событий, которое не укладывается в эту версию. Официальный день памяти этой трагедии в России - 27 января. В тот день 1945 года Красная Армия освободила Освенцим. Это означает, что даже в день памяти жертв Холокоста вспоминаются события, произошедшие к западу от границы с Россией. Подобная форма воспоминания о Холокосте не подрывает официального русского героического повествования о Второй мировой войне.Однако то, что произошло на оккупированных немцами советских территориях в первые месяцы войны, было настолько скрыто в Советском Союзе, что сегодня мы говорим о «забытом Холокосте». В то же время немцы приступили к реализации своей программы, названной впоследствии «окончательным решением еврейского вопроса», на оккупированных советских территориях. Холокост был здесь быстрее, чем где-либо еще.Немцы, не колеблясь, строили гетто для длительного пользования, например, Варшавское. Погибшие погибли в своих городах и селах. Когда в конце 1942 года началось полномасштабное истребление европейских евреев, половина жертв Холокоста на советской территории уже умерла.«Тогда почему большинство россиян почти ничего не знают об этом эпизоде ​​в истории своей страны?» - спрашивает историк Изабелла Табаровская в своем комментарии - и сразу же предлагает ответ: «Это во многом следствие советской политики. Мы знаем, что советская военная разведка располагала информацией о том, что продвижение немецких войск в глубь советской территории сопровождалось уничтожением еврейского населения.Тишина для реинтеграции
Бабий Яр под Киевом, где нацисты истребили тысячи евреев | фото: Клара Стейскалова
Советский Союз был одной из первых стран-союзников, осознавших масштабы преступлений, совершенных немцами против евреев. Еще в ноябре 1942 г. ими стала заниматься созданная специально для этого комиссия. Некоторыми результатами ее работы можно было поделиться с мировой общественностью во время Нюрнбергского процесса.Однако Кремль решил не подчеркивать антиеврейский характер зверств нацистов в стране. На то были идеологические причины. При постепенном освобождении оккупированных территорий советскому правительству пришлось заняться вопросом реинтеграции местного населения.В течение месяцев или даже лет люди на этих территориях находились под влиянием нацистской пропаганды, в том числе против евреев. На всех оккупированных территориях шла коллаборация при истреблении евреев. Учитывая сильный антисемитизм, советские власти решили, что неуместно подчеркивать тот факт, что главными жертвами оккупации были евреи.Затем, когда в 1948 году в Советском Союзе началась политика государственного антисемитизма, на антиеврейские зверства на многие десятилетия упала завеса молчания. Количество евреев, убитых немцами в СССР, стало государственной тайной. С одной стороны, идеологи утверждали, что российская жертва принесла самые большие жертвы среди всех народов, и что миллионы советских граждан стали жертвами войны.Акцент на страданиях евреев ослабил бы значение жертвы, принесенной всем советским народом. В нескольких официальных мемориалах, установленных на месте массовых убийств евреев в последующие десятилетия, говорилось, что там погибли «мирные советские граждане».Страдание не было равноценнымТакое же восприятие истории сохраняется и в сегодняшней России, говорит историк. Задавать ему вопросы - значит открывать ящик Пандоры, который поднимает неприятные вопросы - о политических решениях в первые дни войны, о сотрудничестве, о том, кому принадлежит собственность и недвижимость, и, наконец, об отношениях государства с его еврейскими гражданами. Понятно, что сегодняшние российские официальные лица предпочли бы не раскрывать эти вопросы.Официальная советская позиция, согласно которой страдания всех советских граждан равны, противоречит базовой статистике. 97% евреев, которые находились на оккупированных немцами советских территориях, погибли. Такой уровень потерь несопоставим с долей жертв любой другой группы населения. На оккупированных территориях немцы искали евреев и безжалостно ликвидировали их. Конечно, страдали все, но евреи были единственной этнической группой, у которой не было ни права, ни шанса на выживание.Это только делает Холокост на оккупированных советских территориях уникальным явлением, которое мы должны изучать и анализировать. Однако это не относится к коллективной памяти россиян о войне. Вот почему в российской социальной и культурной жизни мы иногда сталкиваемся с явлениями, в которых непредвзятый взгляд усматривает странное сочетание отсутствия такта и невежества.
Союзники Германии, в том числе румынские солдаты, также принимали участие в преследовании евреев после вторжения в Советский Союз | фото: CC-BY-SA 3.0 , Бундесархив, B 145 Image-F016206-0003
Например, известный российский независимый журналист и кинорежиссер Леонид Парфенов недавно завершил работу над второй частью своего трехсерийного документального фильма «Русские евреи» . Фильм посвящен евреям в царской России и Советском Союзе. Парфенов описывает период с 1918 по 1948 год как время «филосемитизма», то есть любви к евреям .«Это, мягко говоря, проблемная формулировка», - пишет историк Изабелла Табаровская, добавляя: «Можно ли назвать советскую власть« философской », которая не потрудилась предупредить граждан еврейского происхождения о том, что им грозит неминуемая смерть? Не говоря уже о том, что они позволили бы им преимущественно эвакуироваться.Были ли «философские» советские граждане, которые во время войны называли своих сограждан-евреев, присваивали их собственность, помогали устраивать казни и совершали погромы? Были ли они «философскими» советскими партизанами, которые часто отказывались допускать еврейских бойцов в свои части, хотя это был единственный шанс для сотен из них выжить или умереть достойно? И несмотря на то, что полмиллиона солдат еврейского происхождения воевали в Красной Армии, постоянно ходили слухи, что евреи провели войну в эвакуации в Ташкенте, Средняя Азия.Создатели фильма молчатВторой пример проблемного понимания истории Холокоста в Советском Союзе - заявления на эту тему российского режиссера Андрея Кончаловского. Его последний фильм «Рай, Россия» номинирован на премию «Оскар». В фильме рассказывается о романе русского эмигранта аристократического происхождения, работавшего во французском движении сопротивления, с высокопоставленным немецким офицером. Сюжет разворачивается в концлагере на фоне Холокоста.Кончаловский сказал Би-би-си : «Меня интересовала история соблазнения зла. Я бы, наверное, не стал снимать фильм о Холокосте. После того, как много фильмов - отличных, средних и плохих - было снято на эту тему, начинать с нее опасно и, возможно, вообще бессмысленно ». Но мир все еще ждет хотя бы одного реального фильма, показывающего события Холокоста. например в России и Украине.Произведения искусства имеют непосредственное влияние на формирование коллективной исторической памяти. Здесь фильм играет особенно серьезную роль, так как у него самая большая аудитория. Американский сериал «Холокост», снятый в 1978 году, навсегда изменил понимание этого предмета в США, а затем и в Германии. В 1993 году Список Шиндлера Стивена Спилберга помог Холокосту укорениться в массовом сознании.
Железнодорожные пути внутри лагеря и главных ворот называются «Воротами смерти». Фото: Станислав Муха, 1945 г. | фото: Государственный музей Аушвиц.
Нет ничего особенного в том, что кремлевские мифотворцы не заинтересованы в более глубоком понимании событий Второй мировой войны. Однако немного сложнее понять, почему представители российской культурной элиты, даже считающие себя независимыми, не подвергают сомнению официальную версию истории.Прошлое на будущееОдна из самых запоминающихся сцен документального фильма Шакирова о путешествии двух русских девушек в Освенцим - это когда одна из них говорит ему: «Благодаря тебе, мы теперь среди тех, кто об этом знает, и когда мы вернемся домой в Россию, мы расскажем об этом всем». Кто не может об этом знать ». Мы все равно можем это интерпретировать, пишет историк, что автор документа таким образом только усиливает непонимание этих событий.Понятно, что проблема непонимания истории Холокоста в Советском Союзе, в том числе в России, лежит гораздо глубже. Другие постсоветские государства также ясно дали понять, что они не заинтересованы во включении истории Холокоста в свою собственную историю.Члены Вольного исторического общества, независимой ассоциации российских историков, отметили в недавнем отчете под названием «Что нужно прошлому для будущего России», что правительство должно отказаться от своей монополии на историю и позволить ей проявить себя во всей ее сложности и разнообразии.