Найти тему
Арсений Дауров

Лок Вирса музей — самый лучший краеведческий музей Пакистана

Главная задача данного музея показать культуру и быт народов Пакистана. В стране проживают представители 195 народов и народностей. (Численность населения 193 238 863 человек (2013), 6-е место в мире). Годовой прирост 1,551%). И тем не менее создатели музея постарались никого не забыть, представив в форме инсталляции бытовые сценки с представителями того, или иного народа.

<em> В музее более 25 больших галерей, разбитых на четыре блока и соединенных переходами. Они отображают культурную связь Пакистана с Китаем, Ираном и Центральной Азией. Здесь можно найти залы, посвященные архитектуре, музыкальному наследию, искусству изготовления тканей и суфийские святыни; обширные коллекции костюмов, украшенных национальной вышивкой, ювелирных изделий, образцов столярного искусства и ксилографии (гравировка по дереву), изделий из кости, в том числе слоновой. </em>

Вход в музей украшен деревянным резным фасадом и точно такой же дверью. При этом, как и везде, посетитель проходит через рамку металлоискателя. Зайдём же наконец внутрь.

В 4-м и 3-м тысячелетии до н. э. в долине Инда образовался настоящий муравейник, состоящий из племён и сельских общин, которые при всех своих различиях находились примерно на одной ступени как по уровню жизни, так и по техническому развитию. Всю эту цивилизацию, просуществовавшую с 3300 по 1300 г., до нашей эры, принято называть Индской или ещё Хараппской (по названию первого открытого археологами городка Хараппа).

Хараппа <em>древнеиндийский город, один из главных центров хараппской цивилизации (3 тыс. 17 16 вв. до н. э.). Расположен близ старого русла реки Рави, в округе Сахивал (территория современного Пенджаба.</em>

Одним из самых интересных и хорошо сохранившихся городов этой культуры, является Мохеджо-Даро. Его периметр достигает пяти километров. Территория поделена на одинаковые квадратные кварталы, которые разделяют прямые или слегка искривлённые улицы.

В Мохеджо-Даро не обнаружено никаких архитектурных декоров и украшений. В городе не найдено явно выраженных дворцов или храмов. Многочисленные гири для весов и тиснёные печати, указывают на централизованный контроль в торговле.

В период расцвета население Мохенджо-Даро составляло от 30 000 до 40 000 человек. Как и в других Хараппских городах, здесь проживали по большей части ремесленники и торговцы.

Согласно одной из теорий Мохенджо-Даро был городом-государством, управлявшимся не монархом или жрецами, а некой верхушкой. Качество городской планировки, прекрасная система водоснабжения и канализации говорят о высоком уровне гражданской культуры.

На строительство Мохенджо-Даро ушли миллионы качественно обожжённых кирпичей.

(Знаменитая танцовщица, найденная в Мохенджо-Даро)

В некоторых источниках приходится читать, что город погиб от ядерного удара, и что на его руинах можно видеть кирпичи, оплавленные тысячеградусным огнём. Сам я в Мохенджо-Даро не был, но, по заверению моих информаторов, всё это полная чушь.</p>

Мохенджо-Даро погиб в первую очередь от того, что его жители нарушили некий дисбаланс с природой. Друзья, вдумайтесь, если на строительство были затрачены миллионы и миллионы кирпичей, соответственно, миллионы тонн дерева понадобились для обжига.

Следствием этого стало обезлесивание близлежащей территории. Высаживание сельскохозяйственных культур ситуацию не исправило. В результате подобное привело к уменьшению испарения влаги и к сокращению количества осадков. К городу подступила пустыня. Нечто похожее происходило и возле других Хараппских городов.

По сути люди Хараппской культуры нанесли удар сами по себе. Дело завершили неизвестные народы-завоеватели (предположительно арии), следы нашествия которых поглотил потоп.

После Индской цивилизации существует некий информационный пробел длинною в 500 лет, устранить который на данный момент современным учёным не удаётся. В любом случае, та культура, которая пришла через какое-то время в долину Инда, была более примитивной и намного слабее развитой технически.

В наше время сложно судить, являются ли нынешние пакистанцы наследниками Хараппской культуры или нет? (В моём понимании нет).

В VI века до н. э. в Древней Индии возник буддизм и, по некоторым предположениям, уже в V веке до н. э. учение Будды нашло своих последователей на территории современного Пакистана. Подавляющее число пакистанских народов, тех, кто ныне считают себя последователями Пророка, в доисламский период (в период невежества) исповедовали буддизм.

1 из 3

На территории Индостана отметились арии, греки, персы, арабы и множество других завоевателей, каждый из которых внёс что-то своё в его культуру и в историю. Нам же теперь остаётся лишь удивляться, рассматривая пёструю и колоритную картинку под названием Пакистан.

В свою очередь, музей Лок Вирса считается лучшим краеведческим музеем Пакистана. Я же добавлю, что он не уступает аналогичным музеям России, Европы и Азии. При этом все музейные инсталляции воссоздают современное время и период не более чем 100 летней давности. Сделано это специально, дабы не загонять какие-то народы в каменный век.

Вот как 100 лет назад выглядел внутренний двор дома купца, и жена провожает своего мужа-караванщика в поход.

1 из 2

А это уже караванщики на отдыхе.

Данная инсталляция напоминает, что в эпосе пакистанских народов тоже были свои Ромео и Джульетта.

Мне, не знающему тонкостей в различиях национальной одежды, сложно сказать, к какому народу относится данная ткачиха.

Однако, могу заверить, что подобные одежды, а также подобные резные деревянные фасады домов, до сих пор можно видеть на севере Пакистана.

1 из 2

У северных горцев в одежде и в архитектуре прослеживается культурная общность с народами Памира. Единственное отличие на Памире пуштунки (головной убор) никто из мужчин не носит (пуштунка там называется шапкой голода).

1 из 2

В Пакистане наоборот, все народы Севера носят пуштунки, но при этом в каждом регионе головные уборы слегка отличаются от афганского оригинала.

В исламе запрещены изображения человека и животных, но именно поэтому исламские художники в совершенстве освоили каллиграфию.

На пакистанских дорогах можно часто увидеть расписные грузовики.

Данная сценка воссоздаёт картину отдыха водителей в чайхане.

Обувщик за работой.

А этот мастер (предположительно кашмирец) занят тем, что накладывает на ткань рисунок.

Мы видим предположительно пенджабцев (по-другому панджабцев). Далее железных дел мастер (предположительно белуджистанец) работает в лавке, а жена ему помогает.

1 из 2

Состав почвы в Пакистане таков, что в горных районах глину для кирпичей найти трудно. Кирпичи делаются в равнинной местности на юге.

А это представитель сидхов.<em> Синдхи (они же синды) один из древнейших народов долины реки Инд. Большинство синдов занимается земледелием, скотоводством и рыболовством, частично занято в промышленности. Клан Бхутто (известный в первую очередь политической деятельницей Беназир Бхутто), играющий важнейшую роль в политической жизни Пакистана, происходит из синдхов. </em>

Насколько я понял, Пакистан претендует на звание духовного центра Азии, и потому некоторые инсталляции посвящены соседям: туркам, узбекам, и таджикам.

1 из 3

Здесь невольно вспоминаются танцы крутящихся дервишей.

Ну, а если ты духовный центр Азии, то на Балканах остался твой след, в частности в Боснии.<p>1 из 2

В прошлом веке на территории современного Пакистана практически все дома были глинобитными. Дом был поделён на мужскую половину

и на женскую.

Гостей встречали в общем гостевом зале.

А это женская национальная одежда одного из народов Пакистана.

Деревянных дел мастер за работой.

Семья кочевников

при переезде с одного места в другое.

Любопытно, что за день до этого мы видели на дороге пакистанских цыган. Жаль, но качественно сфотографировать их не удалось. В любом случае, пакистанские цыгане есть и они по-прежнему кочуют.

Мало кто знает, знаменитые узоры, украсившие Самарканд, имеют индостанские корни. В своё время Тимур, после разграбления Дели, вывез к себе практически всех здешних мастеровых людей.

Это пуштун колдует со своим ружьём.

Родиной самовара называют не только Тулу, но также Азербайджан и Иран добавим в список Пакистан.

Так выглядел шатёр кочевника проживавшего на юге Пакистана.

А это уже горы.

Обратите внимание на маленькую палатку она предназначена для одного человека (предположительно такое жильё использовали в горах охотники).

Глядя на эту инсталляцию, невольно вспоминаешь, что в 1947 г. народы Индии и Пакистана неестественным образом были разъединены.

Раджей, князей и просто богачей развлекали в старину с помощью кукольного театра.

Как и положено женщине она работает, тогда как её уставший муж курит кальян отдыхает.

В Индостане изначально был свой кальян, отличающийся от арабского. Курительная смесь набиралась из различных трав.

На южном побережье Пакистана издавна проживали народы, добывавшие хлеб свой насущный в море.

А это рыбака встречают перекупщики.

Глядя на круглые домики, невольно представляется Африка. Однако, нет, такой вид жилища практиковался каким-то малым народом Пакистана.

Гончар за работой.

Здесь мы видим, представителя народности, которая была связана с хлопком.

Лавка торговца тканями.

А это мастер, промышляющий на жизнь плетением циновок.

Бенази́р Бху́тто в Пакистане уважают. Её именем назван столичный аэропорт. Беназир Бхутто занимала должность премьер-министра Исламской республики Пакистан в 1988 1990 и 1993 1996 годах. Бхутто первая в новейшей истории женщина глава правительства в стране с преимущественно мусульманским населением.

Мухамма́д Али́ Джинна́ мусульманский политик, который почитается в Пакистане в качестве отца-основателя национальной государственности. Один из инициаторов и самых активных участников раздела Британской Индии. На данной инсталляции он представлен вместе с женой и со своей сестрой.

Вот таким запомнился мне данный музей. Ради справедливости скажу, что сфотографировал я примерно третью или даже четвёртую часть экспонатов.

Ну, а тем, кто посетит Исламабад, могу сказать следующее если у вас проявляется интерес к культуре и истории Пакистана, данный музей для посещения обязателен!

Р. S. Рядом с музеем находится сувенирный рынок.