Найти тему
ScienceMe

Что "Портрет папаши Танги" может рассказать о Ван Гоге?

Контекст, в котором жил и творил художник, как нам кажется, очень важен для понимания его творчества. Делимся с вами интересными фактами о картине “Портрет папаши Танги”, которые помогут чуть лучше понять Ван Гога.

Изображенный на картине Жульен Танги был небезызвестной фигурой в кругу парижских художников. Он владел небольшой лавочкой на Монмартре, где торговал художественными товарами и картинами. Лавка Танги долгое время была единственным местом, где можно было купить работы Сезанна и других молодых художников, которые не сразу добились признания. Танги покупал картины у Писсарро, Гогена, Сёра, Синьяка, хотя продавались они туго. Нередко папаша Танги брал картины в счет оплаты за краски и холсты. Ван Гог, у которого всегда не хватало денег, нередко прибегал к его помощи.

Винсент Ван Гог. Портрет Папаши Танги. 1887. Холст, масло.                                                Музей Родена, Париж.
Винсент Ван Гог. Портрет Папаши Танги. 1887. Холст, масло. Музей Родена, Париж.

Этот портрет — одна из немногих картин Ван Гога, на которой изображен человек, хоть сколько-нибудь причастный к художественному миру. Хотя Ван Гог с трудом находил моделей, он не оставил портретов своих друзей-художников, которые были не против позировать. Обычно герои его картин — крестьяне, почтальоны, врачи.

Портрет Жюльена Танги относится к парижскому периоду творчества Ван Гога между 1886 и 1888 годами. Погружение в жизнь Парижа оказало определенное влияние на живопись Ван Гога. Тео, брат Винсента, который работал в Париже арт-дилером, познакомил его с Дега, Гогеном, Бернаром, Тулуз-Лотреком, Писсарро. Если в ранних работах Ван Гога преобладала темная гамма, то после знакомства с импрессионистами и теми художниками, которых сейчас называют постимпрессионистами, его палитра стала светлее и ярче.

Винсент Ван Гог. Едоки картофеля. 1885. Холст, масло. Музей Винсента ван Гога, Амстердам.
Винсент Ван Гог. Едоки картофеля. 1885. Холст, масло. Музей Винсента ван Гога, Амстердам.

В отличие от работ арльского периода, картины, написанные художником в Париже, не отличаются стилевым единством. Ван Гог как будто находится в поиске, его стиль только формируется. Так, в портрете Танги мы видим, как художник пробует использовать технику пуантилистов. Это стилистическое направление в живописи неоимпрессионистов подразумевало нанесение красок чистых цветов точечными мазками.

Эта картина также рассказывает об увлечении Ван Гога укиё-э: папаша Танги изображен на фоне стены, увешанной японскими гравюрами. Интересоваться японской гравюрой Ван Гог начал в Антверпене, где в течение нескольких месяцев он посещал классы живописи при Академии художеств. Из Антверпена Винсент писал брату: “Моя студия выглядит вполне сносно, в основном потому, что я прикрепил на стену несколько японских гравюр, которые я нахожу очень забавными. Ты знаешь, эти маленькие женские фигуры в саду или на берегу, всадники, цветы, скрюченные колючие ветки”.

Винсент Ван Гог. Ойран (Гейша). 1887. Холст, масло.                                                                     Музей Винсента Ван Гога, Амстердам
Винсент Ван Гог. Ойран (Гейша). 1887. Холст, масло. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

Переехав в Париж Ван Гог начал коллекционировать японские эстампы, покупая их в лавочке Бинга. За несколько лет в личной коллекции художника появилось около 500 гравюр. Сохранилось несколько копий маслом, которые довольно точно повторяют образцы, только вместо приглушенных и спокойных красок оригиналов Ван Гог использовал насыщенную и яркую палитру.

Чтобы не пропустить следующие публикации, подписывайтесь на канал ScienceMe.