Контекст, в котором жил и творил художник, как нам кажется, очень важен для понимания его творчества. Делимся с вами интересными фактами о картине “Портрет папаши Танги”, которые помогут чуть лучше понять Ван Гога.
Изображенный на картине Жульен Танги был небезызвестной фигурой в кругу парижских художников. Он владел небольшой лавочкой на Монмартре, где торговал художественными товарами и картинами. Лавка Танги долгое время была единственным местом, где можно было купить работы Сезанна и других молодых художников, которые не сразу добились признания. Танги покупал картины у Писсарро, Гогена, Сёра, Синьяка, хотя продавались они туго. Нередко папаша Танги брал картины в счет оплаты за краски и холсты. Ван Гог, у которого всегда не хватало денег, нередко прибегал к его помощи.
Этот портрет — одна из немногих картин Ван Гога, на которой изображен человек, хоть сколько-нибудь причастный к художественному миру. Хотя Ван Гог с трудом находил моделей, он не оставил портретов своих друзей-художников, которые были не против позировать. Обычно герои его картин — крестьяне, почтальоны, врачи.
Портрет Жюльена Танги относится к парижскому периоду творчества Ван Гога между 1886 и 1888 годами. Погружение в жизнь Парижа оказало определенное влияние на живопись Ван Гога. Тео, брат Винсента, который работал в Париже арт-дилером, познакомил его с Дега, Гогеном, Бернаром, Тулуз-Лотреком, Писсарро. Если в ранних работах Ван Гога преобладала темная гамма, то после знакомства с импрессионистами и теми художниками, которых сейчас называют постимпрессионистами, его палитра стала светлее и ярче.
В отличие от работ арльского периода, картины, написанные художником в Париже, не отличаются стилевым единством. Ван Гог как будто находится в поиске, его стиль только формируется. Так, в портрете Танги мы видим, как художник пробует использовать технику пуантилистов. Это стилистическое направление в живописи неоимпрессионистов подразумевало нанесение красок чистых цветов точечными мазками.
Эта картина также рассказывает об увлечении Ван Гога укиё-э: папаша Танги изображен на фоне стены, увешанной японскими гравюрами. Интересоваться японской гравюрой Ван Гог начал в Антверпене, где в течение нескольких месяцев он посещал классы живописи при Академии художеств. Из Антверпена Винсент писал брату: “Моя студия выглядит вполне сносно, в основном потому, что я прикрепил на стену несколько японских гравюр, которые я нахожу очень забавными. Ты знаешь, эти маленькие женские фигуры в саду или на берегу, всадники, цветы, скрюченные колючие ветки”.
Переехав в Париж Ван Гог начал коллекционировать японские эстампы, покупая их в лавочке Бинга. За несколько лет в личной коллекции художника появилось около 500 гравюр. Сохранилось несколько копий маслом, которые довольно точно повторяют образцы, только вместо приглушенных и спокойных красок оригиналов Ван Гог использовал насыщенную и яркую палитру.
Чтобы не пропустить следующие публикации, подписывайтесь на канал ScienceMe.