Немногие знают, что трамвай был изобретен в Санкт-Петербурге в результате экспериментов с передачей электричества по рельсам. Рассказываем об этом!
В 1874 году инженер-артеллерист Федор Пироцкий, работавший в Петербурге, предложил использовать в качестве проводника электрической энергии железнодорожные рельсы. Тогда передача электричества по проводам сопровождалась большими потерями. Уменьшить потери в линии представлялось возможным при увеличении сечения проводника.
Пироцкий провел опыты передачи энергии по рельсам Сестрорецкой железной дороги. Оба рельса изолировались от земли, один из них служил прямым проводом, второй - обратным. Электрическая энергия передавалась от небольшого генератора Грамма к электродвигателю, удалённому на расстояние около одного километра. Опыты с передачей электроэнергии продолжились.
В начале 1880-го года Пироцкий написал доклад «Передача силы на любое расстояние с помощью гальванического тока (проводники - рельсы и провод), в том числе и для движения поездов». Летом 1880 года Пироцкий переделывал один из вагонов конной железной дороги, подвесив к раме электродвигатель и редуктор, вращение которых передавалось колёсам. Рядом с линией конки была построена небольшая электростанция и вскоре впервые не только в России, а во всём мире с помощью электричества «был двинут» (так написали в газетах) первый в мире моторный трамвайный вагон. Испытания и одновременно демонстрация вагона, движущегося без упряжки, продолжались почти весь сентябрь, привлекая внимание публики, вызывая отклики газет и протесты владельцев конок.
Вот выдержка одной из газетных статей того времени: «…в 12 часов дня на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, в первый раз в России двинут вагон электрическою силою тока, идущего по рельсам, по которым катятся колеса вагона. Динамо-электрическая машина подвешена к вагону снизу. В присутствии Управления второго Общества конножелезных дорог пробное движение вагона электрическим способом назначено на 1 сентября в 11 час утра».
Идеи Пироцкого были быстро подхвачены за рубежом, и уже очень скоро братья Сименс открыли в Берлине первую в мире трамвайную линию. А в 1885 году в Петербурге пошли «ледовые» трамваи, которые служили зимней переправой через Неву по льду. На них можно было доехать из центра на Васильевский остров, Выборгскую и Петроградскую стороны.