«Пират», «Бунни», «Скотт», «Ом», «Скальд», «Молли», «Люфт», «Поэт».
Никаких имён, никаких фамилий. Одни псевдонимы.
До сих пор неизвестно, кем были эти люди. История сохранила лишь название одной из лучших разведывательных групп двадцатого столетия.
«Оксфордские кроты».
«…Все они пришли к нам по окончании университета. Разделяли наши коммунистические убеждения. Это произошло под влиянием революционного движения, которое захватило многие слои английской аристократии, в особенности две крепости британской интеллектуальной жизни - Кембридж и Оксфорд».
Это донесение отправил в Москву опытный советский разведчик-нелегал, работавший в Лондоне. На календаре — 1937 год.
И действительно, в те времена многие студенты Оксфорда были сторонниками коммунистических идей. Они создали в университете несколько подпольных партийных ячеек. Об этом стало известно русским резидентам в Англии, после чего началась операция под кодовым названием «Вербовка в ресурс». Необходимо было переманить на нашу сторону лучших выпускников, которые в будущем могли бы занять видные государственные посты с доступом к информации особой важности.
Весна 1937 года. Каждую неделю на Лубянку поступают секретные оперативные данные, — «Количество студентов-партийцев в настоящий момент 115 человек. К июню — будет 145. Владею сведениями о будущих профессиях восьмидесяти выпускников и скоро получу ещё один список на 35 кандидатов. Игра началась».
Многие — уже завербованные выпускники Оксфорда — стали впоследствии чиновниками высшего ранга. Но какие должности они занимали — не известно даже сегодня. Тем не менее, в годы Второй мировой войны на Лубянку поступали важные донесения, —
«…На Восточном фронте немцы собираются применить новые виды боевой техники, в частности — танки «Пантера». Тактико- технические данные прилагаю. Подпись — «Скальд».
- Высылаю телеграфную переписку МИДа Соединенного Королевства со своими загранпредставительствами, а также протоколы заседаний кабинета министров, комитета обороны и комитета начальников штабов. Подпись — «Молли».
- Стала известна позиция западных стран по вопросам послевоенного урегулирования. Пакет документов — передаю. Подпись — «Бунни»».
За годы Великой Отечественной войны бывшие английские студенты передали на Лубянку свыше 19 000 (!) секретных донесений. Подавляющая часть из них — документальные. При этом, в отличие от знаменитой «Кембриджской пятерки», никто из «Оксфордских кротов» так и не был разоблачен.
Позже известный английский историк Джон Костелло запишет в своём дневнике, — «Можно себе только представить, до каких служебных высот доросли эти люди и к каким тайнам британских спецслужб имели доступ! «Оксфордские кроты» Сталина, должно быть, прорыли такие же ходы в британское правительство, как и выпускники Кембриджа. Жаль, но большинство из них в могилу унесло тайну своей подпольной работы на Москву. Всё остальное — догадки и глупые домыслы».