Найти тему

Эдипов комплекс и сновидения

(Художник: Пол Зелинский)
(Художник: Пол Зелинский)

Эдипов комплекс и сновидения

Мы уже обращали внимание, что основой психоанализа является разделение психики на сознательное и бессознательное.

В модели психики по Фрейду выделяется роль трех структурных единиц: «Я», «Оно», и «Сверх-Я». «Я» функционирует в соответствии с принципом реальности.

«Я» имеет как сознательный, так и бессознательный аспекты.

Сознательный аспект — Самость или «Я», а бессознательный аспект включает в себя механизмы психологической защиты.

«Оно» соответствует бессознательному и содержит инстинктивные влечения.

Эта часть психики управляется принципом удовольствия и функционирует в соответствии с первичными процессами.

Как мы уже отмечали ранее, Фрейд сравнивает «Я» с всадником, а «Оно» — с диким конем, которого всадник («Я») стремится обуздать.

«Сверх-Я» - это цензура психики.

Причина возникновения «Сверх-Я» - идентификация мальчика с отцом. Мальчик испытывает любовь к матери и на его пути встает отец. Возникает Эдипов комплекс.

Отец в данном случае более сильная фигура, поэтому, чтобы его победить, мальчик должен стать таким же сильным.

У мальчика возникает желание занять место отца у матери.

Отношение к отцу амбивалентно (любовь и ненависть).

При разрушении Эдипова комплекса влияние матери на мальчика ослабевает.

Исчезновение Эдипова комплекса укрепляет мужественность в характере мальчика.

Фрейд считал, что у каждого человека существует Эдипов комплекс. Эдипов комплекс исчезает с возрастом 5-7 лет.

«Сверх-Я» хранит характер отца: чем сильнее был Эдипов комплекс, чем быстрее происходит его вытеснение, и тем строже будет цензура психики

(«Сверх-Я»), которое проявляется как совесть, мораль, стремление к совершенству, бессознательное чувство вины.

Сверх-Я берет на себя роль родительской инстанции. Если родители придерживались строгого воспитания, то

у ребенка развивается строгое «Сверх-Я».

Однако «Сверх-Я» может быть строгим, даже если воспитание было мягким.

«Сверх-Я», «Я» и «Оно» составляют психический аппарат личности.

Главной функцией «Сверх-Я» является подавление инстинктов из «Оно».

В жизни подобное проявляется как совесть.

Действия, совершаемые вопреки велению совести способствуют развитию чувства вины, и приводят к возникновению потребности в наказании.

Для понимания бессознательного психики Фрейд рекомендовал исследование сновидений.

Он исследует сновидения методом свободных ассоциаций.

По Фрейду сновидения связаны с детскими чувствами, такими как любовь к матери, соперничество с отцом, и т. п.,

вытесненными по завершении Эдипового комплекса, но продолжающими оказывать влияние на жизнь человека в виде возникновения бессознательных желаний.

Сновидение включает в себя:

а) явное (манифестное) содержание, т. е. сновидение в том виде, как его помнят и

б) скрытое (латентное) содержание, которое раскрывается путем интерпретации.

Сновидения являются результатом исполнения желаний. В результате действия цензуры психики возникает деформация сновидений.

Материалом сновидений выступают телесные раздражения (голод, жажда и т. п.),

остатки дневных впечатлений (события предыдущего дня, прямо или ассоциативно связанные с бессознательными желаниями, исполняемыми во сне) и давние воспоминания.

Рассмотрим подробней.

Механизмами работы сновидений являются конденсация, смещение, драматизация, символизация, интерпретация.

Конденсация (сгущение) — процесс, посредством которого объединяются два или более образа.

Например, из множества элементов сновидений сохраняется лишь один (тема, персонаж и т. п.), многократно встречающийся в различных скрытых содержаниях.

Или, скажем, различные элементы складываются во внутренне разнородную совокупность (например, персонаж, составленный из черт разных людей).

Иногда соединение различных образов может приводить к затушевыванию различий и усилению общих черт.

Смещение — процесс, посредством которого энергия перемещается с одного образа на другой.

Так, например, в сновидениях один образ может символизировать другой.

Драматизация — процесс отбора и преобразования сновиденческих мыслей в зрительные образы.

(Например, абстрактное понятие «унижение» может быть образно представлено как уменьшение в размерах или падение на нижнюю ступень лестницы.)

Символизация — процесс образного представления бессознательного желания за счет использования устойчивых отношений между символом и символизируемым бессознательным содержанием.

Считается, что в сновидениях детей этот механизм используется реже, чем у взрослых, поскольку детские желания искажаются меньше или не искажаются совсем.

Интерпретация — процесс переделки сновидения с целью представить его в виде более или менее связного сценария. Этот процесс осуществляется, когда пациент рассказывает о своем сновидении.

Все эти процессы носят название первичных процессов и противопоставляются вторичным процессам.

В первичных процессах игнорируются законы пространства и времени, они управляются принципом галлюцинаторного исполнения желания. Вторичные процессы управляются принципом реальности.

По мнению Фрейда, толкование сновидений – королевская дорога к познанию бессознательной активности мозга.

Основные черты бессознательного сводятся к следующему:

1) в содержании бессознательного проявляются влечения;

2) содержания бессознательного переходят в сознание и выявляются в поведении;

  • в бессознательном скрыты детские желания.

Сергей Зелинский

чемпион мира, тренер-психолог 3-х чемпионов мира, автор 250 книг