Эдипов комплекс и сновидения
Мы уже обращали внимание, что основой психоанализа является разделение психики на сознательное и бессознательное.
В модели психики по Фрейду выделяется роль трех структурных единиц: «Я», «Оно», и «Сверх-Я». «Я» функционирует в соответствии с принципом реальности.
«Я» имеет как сознательный, так и бессознательный аспекты.
Сознательный аспект — Самость или «Я», а бессознательный аспект включает в себя механизмы психологической защиты.
«Оно» соответствует бессознательному и содержит инстинктивные влечения.
Эта часть психики управляется принципом удовольствия и функционирует в соответствии с первичными процессами.
Как мы уже отмечали ранее, Фрейд сравнивает «Я» с всадником, а «Оно» — с диким конем, которого всадник («Я») стремится обуздать.
«Сверх-Я» - это цензура психики.
Причина возникновения «Сверх-Я» - идентификация мальчика с отцом. Мальчик испытывает любовь к матери и на его пути встает отец. Возникает Эдипов комплекс.
Отец в данном случае более сильная фигура, поэтому, чтобы его победить, мальчик должен стать таким же сильным.
У мальчика возникает желание занять место отца у матери.
Отношение к отцу амбивалентно (любовь и ненависть).
При разрушении Эдипова комплекса влияние матери на мальчика ослабевает.
Исчезновение Эдипова комплекса укрепляет мужественность в характере мальчика.
Фрейд считал, что у каждого человека существует Эдипов комплекс. Эдипов комплекс исчезает с возрастом 5-7 лет.
«Сверх-Я» хранит характер отца: чем сильнее был Эдипов комплекс, чем быстрее происходит его вытеснение, и тем строже будет цензура психики
(«Сверх-Я»), которое проявляется как совесть, мораль, стремление к совершенству, бессознательное чувство вины.
Сверх-Я берет на себя роль родительской инстанции. Если родители придерживались строгого воспитания, то
у ребенка развивается строгое «Сверх-Я».
Однако «Сверх-Я» может быть строгим, даже если воспитание было мягким.
«Сверх-Я», «Я» и «Оно» составляют психический аппарат личности.
Главной функцией «Сверх-Я» является подавление инстинктов из «Оно».
В жизни подобное проявляется как совесть.
Действия, совершаемые вопреки велению совести способствуют развитию чувства вины, и приводят к возникновению потребности в наказании.
Для понимания бессознательного психики Фрейд рекомендовал исследование сновидений.
Он исследует сновидения методом свободных ассоциаций.
По Фрейду сновидения связаны с детскими чувствами, такими как любовь к матери, соперничество с отцом, и т. п.,
вытесненными по завершении Эдипового комплекса, но продолжающими оказывать влияние на жизнь человека в виде возникновения бессознательных желаний.
Сновидение включает в себя:
а) явное (манифестное) содержание, т. е. сновидение в том виде, как его помнят и
б) скрытое (латентное) содержание, которое раскрывается путем интерпретации.
Сновидения являются результатом исполнения желаний. В результате действия цензуры психики возникает деформация сновидений.
Материалом сновидений выступают телесные раздражения (голод, жажда и т. п.),
остатки дневных впечатлений (события предыдущего дня, прямо или ассоциативно связанные с бессознательными желаниями, исполняемыми во сне) и давние воспоминания.
Рассмотрим подробней.
Механизмами работы сновидений являются конденсация, смещение, драматизация, символизация, интерпретация.
Конденсация (сгущение) — процесс, посредством которого объединяются два или более образа.
Например, из множества элементов сновидений сохраняется лишь один (тема, персонаж и т. п.), многократно встречающийся в различных скрытых содержаниях.
Или, скажем, различные элементы складываются во внутренне разнородную совокупность (например, персонаж, составленный из черт разных людей).
Иногда соединение различных образов может приводить к затушевыванию различий и усилению общих черт.
Смещение — процесс, посредством которого энергия перемещается с одного образа на другой.
Так, например, в сновидениях один образ может символизировать другой.
Драматизация — процесс отбора и преобразования сновиденческих мыслей в зрительные образы.
(Например, абстрактное понятие «унижение» может быть образно представлено как уменьшение в размерах или падение на нижнюю ступень лестницы.)
Символизация — процесс образного представления бессознательного желания за счет использования устойчивых отношений между символом и символизируемым бессознательным содержанием.
Считается, что в сновидениях детей этот механизм используется реже, чем у взрослых, поскольку детские желания искажаются меньше или не искажаются совсем.
Интерпретация — процесс переделки сновидения с целью представить его в виде более или менее связного сценария. Этот процесс осуществляется, когда пациент рассказывает о своем сновидении.
Все эти процессы носят название первичных процессов и противопоставляются вторичным процессам.
В первичных процессах игнорируются законы пространства и времени, они управляются принципом галлюцинаторного исполнения желания. Вторичные процессы управляются принципом реальности.
По мнению Фрейда, толкование сновидений – королевская дорога к познанию бессознательной активности мозга.
Основные черты бессознательного сводятся к следующему:
1) в содержании бессознательного проявляются влечения;
2) содержания бессознательного переходят в сознание и выявляются в поведении;
- в бессознательном скрыты детские желания.
чемпион мира, тренер-психолог 3-х чемпионов мира, автор 250 книг