4 базовые потребности в период кризиса и неопределенности: Доверие. Сострадание. Стабильность. Надежда
Почему именно эти параметры являются критичными? Я попробую объяснить кратко.
Что такое кризис?
Кри́зис — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации.
Что означает кризис для человека? Нарушение привычной системы, баланса, непонимание правил новой игры, потеря контроля над ситуацией, ощущение беспомощности.
Соответственно, человек будет стремиться к тому, чтобы:
- Преодолеть чувство беспомощности и понимать, когда контроль может вернуться к нему (надежда);
- Понимать, что другая сторона будет соблюдать текущие договоренности (доверие);
- Обладать хотя бы минимальным равновесием системы, в которой он находится (стабильность);
- Осознавать причастность к сообществу, которое разделяет с тобой все эти эмоции и которое заботится о тебе (Сочу́вствие, сострада́ние, сопережива́ние)
Если человек не имеет надежды, не ощущает сопереживания, не испытывает стабильность, не обладает доверием, то он не вовлекается в процесс полноценно. То есть, мы имеем проблему с подлинной вовлеченностью, с продуктивностью, и, соответственно, с достижением результата. Наше исследование по исследованию Болевых точек (Pain points), которое мы проводим сейчас среди своих клиентов и участников тренингов (в онлайн формате, конечно же) показывает, что проблема №1 – это как раз вовлеченность.
Итак, 4 стратегии поведения лидера в кризис:
- Сопричастность— один из социальных аспектов эмпатии (эмоционального состояния), формализованная форма выражения своего состояния по поводу переживаний другого человека.
- Доверие понимается как готовность следовать правилам игры. Доверие считается основой всех социальных институтов
- Стабильность - способность системы функционировать, не изменяя собственную структуру, и находиться в равновесии
- Наде́жда — положительно окрашенная эмоция, возникающая при напряжённом ожидании исполнения желаемого и предвосхищающая возможность его свершения. ощущение беспомощности ограничивается по времени и связывается с какой-то конкретной ситуацией. Согласно известному мифу, надежда — это единственное, что осталось на дне ящика Пандоры.
Возникает вопрос «А может ли руководитель повлиять на эти параметры?». Ведь он не может обеспечить стабильность, доверие – это уже свершившийся факт, сам не знает, есть ли надежда, и, кроме того, такой же человек, которому тоже нужно сопереживание. В принципе, может. Если у него есть лидерские компетенции. Если он лидер. И по небольшому исследованию, что больше всего сейчас волнует компании – это как развить эти лидерские качества? Как трансформировать менеджера в лидера? Возможно ли это вообще?
Потому что мое глубочайшее убеждение заключается в том, что трансформация менеджера в лидера и коуча – критический фактор успеха. И не только в кризисные времена.