Считается, что рекламный бум начался в России в начале 1990-х годов. Но, между прочим, жители дореволюционной России сталкивались с рекламой ничуть не реже нас. Как утверждают историки, Россия уже переживала рекламный бум – в 1860-1910 годах.
И, надо сказать, методы тогдашних рекламистов были не менее изобретательны, нежели приемы рекламистов нынешних.
…В начале ХХ века в одном из московских театров прошла акция, о которой потом говорили больше, чем о самом премьерном спектакле.
В начале действия первый ряд оказался полностью свободен и пять минут спустя через переполненный зал к нему направились с десяток джентльменов во фраках и цилиндрах. Усевшись, они, естественно, загородили публике весь обзор. Еще пять минут спустя, в течение которых зрители ворчали и шикали, джентльмены как по команде сняли свои котелки. У каждого сзади на лысине оказались выведенными несколько букв. Все вместе буквы на лысинах – составляли рекламный призыв «Покупайте мыло Сидорова!».
В моде того времени были театральные эффекты. Например, целыми днями по городу ездили всадники, изображающие древнерусских богатырей. На их кольчугах красовалась реклама коньяка Сараджаева, водка Смирнова или пива Дурдина.
Во всех крупных российских городах повсеместно висели плакаты, рекламирующие тот или иной товар. «Пиарили» все подряд: от иностранных фотоаппаратов и до отечественных конфет и папирос.
Очень популярной была реклама автомобилей и все, что с ними связано. В основном предлагались услуги по тюнингу иностранных автомобилей, но иногда рекламировались товары и собственного производства, например, шины.
А вот этот плакат, предлагающий арендовать «автомобиль-карету», чем не реклама каршеринга.
Особой популярностью, впрочем, как и сейчас, в начале XX века пользовались газированные напитки. Чтобы изготовить минералку, нужно было купить специальный аппарат, а затем продавать стакан газировки за целых три рубля.
Существовало тогда и то, что сейчас называется – социальной рекламой. Правда, до призывов типа «Позвоните родителям» тогда еще не додумались, зато выпускали открытки с нравоучительными сюжетами.
Вообще рекламные речевки и лозунги были тогда не менее забавными, чем сейчас. Например, на рекламе папирос изображались гордый юноша и растерянная девушка. Надпись утверждала: «Пришел, увидел, победил!».
Реально существовал и известный теперь всем, благодаря Ильфу и Петрову, лозунг «Реклама – двигатель торговли» – именно так и звучал девиз дома Людвига Метцеля, владельца крупнейшей конторы объявлений.
Золотой век российской рекламы закончился в 1914 году. 1960-е годы породили два известных лозунга: «Храните деньги в сберегательной кассе» и «Летайте самолетами Аэрофлота». Вся остальная реклама – до начала 1990-х годов – была исключительно политической. Но это уже другая история.
Источник: Хмара И. 100 лет назад рекламу размещали на лысинах / И. Хмара // Знамя. – 1998. – 23 июля.