Найти тему
Владимир Просто

Ловушка вклада

Иллюстрация взята из поисковой выборки сервиса "Картинки" от "Яндекса".
Иллюстрация взята из поисковой выборки сервиса "Картинки" от "Яндекса".

Я думаю, что каждый из нас сталкивался с данным феноменом, но возможно просто не знал, что он именно так называется. Это один из типов поведенческих ловушек, в который попадает каждый из нас.

Представьте, что вы являетесь руководителем компании. У вас есть разработки, которая как вам кажется очень перспективная. В свете нынешней обстановки давайте представим что у вас медицинская лаборатория, которая занимается разработкой вакцин. Наступил 2020 год и в свете сложной эпидемиологической обстановки вы приступили к разработке вакцины от Covid-19, вложили в ее разработку 6 месяцев и 100 млн. руб. Работа завершена на 80 %, но читая анонсы новостей вы выясняете, что другая лаборатория уже разработала и протестировала аналогичную вакцину и согласно отчета по клиническим испытаниям она лучше, чем разработанная вашей лабораторией вакцина. Продолжите ли вы работу над вашей вакциной или остановите испытания и спишете потраченные деньги в убыток? 90% людей ответит, что продолжит- это и есть та самая ловушка вклада- мы готовы продолжать тратить ресурсы, когда уже часть ресурсов потрачена, хотя это и бессмысленно. Безусловно у каждого свой порог, за который он не готов переступить- для кого-то это определенная сумма денег, для кого-то это затраченное время, а для кого-то и то и другое. Мы как те ослики, которые готовы идти за подвешенной морковкой надеясь на то, что мы все же дойдем до нее.

Кстати, данная поведенческая реакция наблюдается не только в бизнесе, но и в других областях нашей жизни. Как пример- охладевшие отношения- люди живут годами с нелюбимыми, а зачастую даже с неприятными им людьми, потому что им жалко времени, которое они потратили на эти отношения.

Ловушка вклада работает по тому принципу, что нам тяжело потерять вложенные усилия и хочется их окупить. Но за деревьями не видно леса. Пока мы тратим усилия на бесперспективные вложения, то теряем будущие возможности.

Как с этим бороться? Я для себя лично определяю либо:

1. крайний срок (например, если после 01 октября не наступит желаемый эффект, то я закрываю проект, пусть и с потерями);

2. крайнюю сумму (например, я вложу в проект еще 100 т.р и если он не будет закрыт, то пишем претензию заказчику о ненадлежащем поведении)

3. крайнее действие (например, проводим переговоры с подрядчиком, если результат не привел к должному поведению, то передаем дело юристам для суда).

В противном случае можно уподобиться игроку в казино, который делает "еще одну ставку" в надежде, что в этот раз ему точно повезет.

Желаю читателям, чтобы вложенные усилия всегда окупались сторицей.