Найти тему
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Самая скандальная свадьба в истории

Это продолжение истории о том, почему имя Юрия Звенигородского в официальной историографии не слишком известно. Полный перечень заметок на эту тему внизу статьи.

В 1431 году Юрий и Василий Васильевич (племянник Юрия) едут в Орду. Орда к этому времени уже оправилась от разорения Тамерланом, уже приходил на Русь Едигей (видимо, восполнять потери), и сейчас великим ханом был Улу-Мухаммед, давний соратник князя Витовта. Да еще на стороне Василия выступал боярин Иван Всеволож, который называл завещание Дмитрия Донского мертвой грамотой, т.е. утратившей силу. Словом, выдача ярлыка была предопределена.

Чуть ниже объясню, причем тут эта картина. Пока замечу, что автор - Василий Петрович Верещагин (который НЕ баталист)
Чуть ниже объясню, причем тут эта картина. Пока замечу, что автор - Василий Петрович Верещагин (который НЕ баталист)

Интересно, что Василий, видимо, в качестве благодарности за услуги, обручился с дочерью Ивана Всеволожа, но на следующий год объявил о свадьбе с дочерью Серпуховского князя. Всеволож тут же перешел на сторону Юрия.

Эта свадьба имела такой резонанс, что 450 лет спустя ее изображение стало темой выпускной работы в Санкт-Петербургской Академии художеств, и золотые медали получили сразу три художника!

Тот же сюжет в версии Карла Гуна
Тот же сюжет в версии Карла Гуна

А случилось вот что. На свадьбу нормальные люди одеваются нарядно, а уж на великокняжескую тем более. Так что не удивительно, что сын Юрия, тоже Василий, надел родовое украшение – пояс «на чепех с каменьеми без ремни». Сам Юрий на свадьбу не приехал. А мы помним, что пояса были подробно описаны в завещании Дмитрия Донского – кому и какой был передан. Софья Витовтовна публично опознала великокняжеский пояс и обвинила сына Юрия в воровстве.

А вот другой взгляд на эту же свадьбу. Картина Павла Чистякова
А вот другой взгляд на эту же свадьбу. Картина Павла Чистякова

Вопрос с поясами историками обсужден неоднократно, и все пришли к единодушному выводу: правящей пролитовской семье остро необходимо было устранение столь могущественного соперника, каким был Юрий, к тому же владевший спорным Смоленским княжеством, поэтому они и устроили эту инсценировку, которая особенно хорошо изображена на картине Чистякова, где Софья стоит с театрально подъятой рукой. Кроме того, они привыкли, что Юрий молча терпит притеснения со стороны племянника, и рассчитывали, что и на этот раз он тоже «подставит другую щеку».

Как на самом деле отреагировал Юрий Звенигородский, я расскажу в следующий раз.

Предыдущие заметки по теме: "Как читать завещания", "Княжеский сын Василий и хан Тохтамыш у литовского князя", "Почему Тамерлан не разорил Москву. Новая версия", "Власть в Смоленске", "Великий князь Литовский и всея Руси?"

Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме, а здесь - о Переславле-Залесском