Найти тему

Петербургский трамвай: 113 лет всем по пути

29 сентября петербургский трамвай отмечает день рождения. В этот день, в 1907 году, из ворот Василеостровского трамвайного парка вышел первый пассажирский электрический трамвай. С этого момента началось развитие по-настоящему народного и доступного общественного транспорта. Поэтому трамвай называют исконно петербургским видом транспорта: ему отдают предпочтение пассажиры, ему посвящают свою жизнь профессионалы, его рисуют, о нём поют и сочиняют стихи, а ещё – пытаются разгадать…магию петербургского трамвая!

Запуск трамвая в Петербурге стал поистине долгожданным событием – ведь, несмотря на то, что изобретён и испытан он был именно в нашем городе ещё в 1880 году, в столице империи развитие трамвая затянулось почти на 30 лет из-за противодействия Акционерного общества конно-железных дорог. О популярности нового вида транспорта можно судить по стремительному развитию трамвая. Первый в Петербурге трамвайный маршрут - № 4 - был довольно коротким: он проходил от 8-й линии Васильевского острова через Благовещенский мост до Главного штаба. Однако уже к 1908 году общая протяжённость маршрутов составила 58 км двойного пути. А к 1914 году трамвай ходил уже почти по всем основным улицам города.

Трамвай на Невском проспекте
Трамвай на Невском проспекте

«Есть даже кинохроники, на которых эти трамваи ходят по Невскому проспекту, причём на Невском они ведь сменили конку, - рассказывал в интервью Горэлектротрансу знаменитый писатель Михаил Веллер, автор популярной книги «легенды Невского проспекта». - Невский был ведь когда-то мощён торцами, как ещё несколько центральных улиц. Этих глубоких двухфутовых шестигранных лиственничных плах никто уже себе и представить не может. Кое на каких только фотографиях остались. И пешеходные тротуары-то вместе с площадками и перронами трамвайных остановок, они ведь тоже шли посередине Невского проспекта. И вот когда трамвай, как электрический символ прогресса XIX – XX века, только появился, то это было что-то!»

Кстати, увидеть, как первый в Петербурге трамвай совершает свой путь по первому маршруту, можно и сейчас. В 2017 году в Музее городского электрического транспорта появился макет трамвайной линии, выполненный в масштабе 1:22. Посетители могут увидеть, как работают съезды, стрелки, фонари освещения, а самое главное – как навстречу друг другу, скользя бугелем по контактному проводу, двигаются по тому самому историческому маршруту модели самых первых трамвайных вагонов «Бреш».

Трамвай с самого начала полюбился петербуржцам, многие поколения которых вот уже 113 лет пытаются разгадать его особую привлекательность. Отгадать эту тайну не раз пробовали и известные гости Горэлектротранса и Музея городского электрического транспорта.

«В чём заключается эта магия? – рассуждает английский художник Ричард Померой, потомок основателей трамвайной системы Глазго. – Трамваи очень интересны по своей природе: эти провода и соединения, эти вспышки электричества... А самое главное – что это самый экологически чистый вид транспорта».

Ричард Померой в Музее городского электрического транспорта
Ричард Померой в Музее городского электрического транспорта

«Мы можем видеть, куда ведут его пути – и под нашими ногами, и над головой. Изначально кажется, что ясно, куда двигаться, но на самом деле этих воображаемых дорог очень много, они разветвлены, и держать путь можно куда угодно», - говорит художник из Японии Питер Миллер.

Питер Миллер (второй справа) в Музее городского электрического транспорта
Питер Миллер (второй справа) в Музее городского электрического транспорта

«Во-первых, это прекрасные провода. Мне кажется, без них современный город вообще не воспринимается! Они украшают и дополняют – город с одними домами, без трамвайных проводов был бы пустым. Ну и рельсы - они постоянно меняются, и в этом тоже есть своя магия», - объясняет своё видение петербургская художница Наталия Клименко.

А для знаменитого художника и скульптора Михаила Шемякина магия трамваев не раз являлась источником вдохновения, о чём лауреат Государственной премии рассказал в интервью к 110-летию трамвая: «Во-первых, они необычайно красивые и по форме, и по цвету. Наверно, это связано ещё и с колоссальным звуком. Мы жили на Большой Зелениной, на шестом этаже, и когда утром нёсся трамвай, он очень приятно будил, создавал ощущение бодрости. Ты понимал, что город проснулся, мальчишке пора выскочить на улицу. А когда мы стали взрослее, эти детские воспоминания стали выливаться на бумагу при помощи карандаша, графики, акварели. Мы с друзьями много раз рисовали трамвай, несущийся по улицам. Трамвай вошёл во многие стихи Маршака, Агнии Барто. Я помню замечательные стихи «Красный трамвай» Алика Мандельштама, да кто только не писал стихи о трамвае! Не говоря уже о шутливых народных стишках, вроде: «Шёл трамвай 10-й номер, на площадке кто-то помер». Трамвай – это наша жизнь! Это громадное историческое явление, и нам нужно бережно относиться к нашей истории, что мы не всегда умеем».

-6

Добавим, что петербургский трамвай сегодня – это 511 километров трамвайных путей, пять трамвайных парков и один Совмещённый трамвайно-троллейбусный парк. Это 757 вагонов и 1600 вагоновожатых. А в целом бесперебойную работу электротранспорта в нашем городе обеспечивают 12 тысяч профессионалов.

Петербургский трамвай: #ВсемПоПути!