Сегодня автор начинает новую главу Биомоногатари, которую с удовольствием посвящает четвероногим друзьям - собакам.
Собаки невероятны. Они легко взаимодействуют с людьми при помощи звуков. В то же время пушистые защитники внимательны и восприимчивы к человеческим сигналам, в том числе к голосовым. Кажется, что собаки понимают и знают все наши слова. А, может быть, и не кажется...
Колли 2.0
Бордер-колли Рико (Rico) родился в декабре 1994 года, после чего вел размеренную жизнь домашнего любимца. До выхода в июне 2004 года статьи в журнале Science , которая сделала его знаменитым.
Ну, может быть, чуток раньше, когда Рико принял участие в исследованиях ученых из института эволюционной антропологии общества Макса Планка. К тому моменту колли уже знал наименования 200 предметов, среди которых были детские игрушки и мячи. Владельцы начали тренировать Рико в возрасте 10 месяцев и награждали пса вкусняшкой или игрой, если он приносил нужную вещь в зависимости от названия.
Чтобы исключить влияние неосознанных подсказок владельца (движение глаз или конечностей в сторону предмета, эмоциональных реакций) на выбор Рико, исследователи поместили колли и владельца в одну комнату, а сами в это время разложили знакомые для пса предметы в другой. Затем экспериментатор входил в комнату с колли, и владелец произносил название того или иного предмета. Рико на всех парусах в одиночку бежал в комнату с игрушками и 37 раз из 40 приносил нужную вещь. Здорово, ведь пёс без помощи людей соотносил слово и предмет, который оно обозначало. Словарный запас Рико оказался гораздо больше 2-5 наименований, как сообщалось ранее для собак, и был сопоставим с запасом обученных обезьян, дельфинов и даже попугаев :)
Дальше – больше. Выяснили, что Рико не нужно обучать неделями, ведь он запоминает названия предметов с первого раза! Теперь ученые поместили в комнату 7 известных для колли предметов и один новый. Хозяин просил пса принести 1-2 знакомых игрушек, а затем новую. Рико снова был на высоте: в 7 из 10 таких сессий принес предмет, названный хозяином, даже если не был знаком с ним ранее. Как он добился успеха? Методом исключения. Рико слышал незнакомое слово и соотносил его с предметом, который также был для него новым среди множества знакомых. После этого целый месяц никто не напоминал Рико о новом предмете и его названии.
И вот в час Икс колли снова стал участником эксперимента. На этот раз ученые положили в комнате тот предмет, название которого Рико узнал месяц назад – назовем этот предмет целевым – а также 4 знакомых и 4 абсолютно новых предмета. Владелец назвал целевой предмет. И Рико принес его. Просто вдумайтесь: пёс сохранил в памяти связь между названием и предметом, с которыми столкнулся лишь единожды месяц назад! Эта способность быстрого схватывания (fast mapping) в ответ на одно предъявление ранее была описана только для детей, а теперь обнаружена и у животных другого вида! Как оказалось, не обязательно обладать мозгом, как у человека, чтобы схватывать на лету.
Исследование и статья привлекли внимание научного сообщества и вызвали ряд вопросов:
- Рико действительно выучил новые слова методом исключения? Могло ли вознаграждение повлиять на дальнейшее прохождение эксперимента?
- Слова Рико действительно относятся к объектам? Воспринимал ли Рико слово «носок» как носок или как команду принести носок? Если Рико трактовал слова как односложные предложения-команды, то его языковые познания отличаются от таковых у человеческих детенышей.
- Для детей слова – это символы, которые относятся к категориям вещей во внешнем мире. Могут ли собаки разделять предметы по категориям и выучить слова, их обозначающие?
История о собаках, понимающих значение человеческих слов, могла остановиться на этапе сомнений и не разрешить их. Однако возникшие вопросы легли в основу исследования Джона Пилли (John W. Pilley), которое предоставило ответы.
Колли 3.0
Бордер-колли Чейсер (Chaser) появилась на свет в мае 2004 и через пару месяцев вошла в состав семьи Пилли. Выход статьи в Science определил уклад жизни Чейсер и ее участие в исследованиях.
Ежедневно на протяжении трех лет Чейсер и ее владелец Джон проводили по 4-5 часов за активными лингвистическими тренировками. Верный выбор предмета со стороны колли хозяин подкреплял играми, но не лакомством. В результате колли выучила 1022 слова! Значит, 200 слов – не предел для словарного запаса собак. Это были слова, относящиеся к неподвижным объектам, кошкам и собакам, людям, локациям. Чейсер приносила нужный предмет без каких-либо подсказок.
Второй этап работы с Чейсер показал, что она соотносит слово именно с предметом, а не воспринимает как команду. Колли предъявляли три команды – взять, коснуться лапой, коснуться носом – в сочетании с тремя случайно взятыми предметами. Чейсер знала и команды, и предметы, но по-отдельности, ведь ранее они не использовались совместно для тренировок. Колли справилась на 100%: успешно выполнила команду в отношении предмета во всех 14 попытках. Этим результатом она не только подтвердила, что собаки связывают слово с предметом, но и что они понимают сочетания из двух слов.
Объединять предметы по категориям также оказалось по силам четвероногим друзьям. Чейсер научилась распределять вещи по трем категориям: игрушки, мячи, фрисби. К игрушкам относились предметы, с которыми колли играла; неигрушки – вещи членов семьи Джона, с которыми Чейсер не позволяли играть. К мячам – предметы с круглой формой, фрисби – вытянутой плоской формы. Таким образом, колли успешно сопоставляла с одним предметом несколько меток: первая метка – слово-название, вторая – слово-категория.
И напоследок Джон проверил, по силам ли собаке выучить наименование нового предмета, вычленив его из числа уже знакомых, как это делал Рико. Любовь ко всему новому была не причем – Чейсер соотносила новое слово с предметом, который не был ей знаком среди уже известных. Однако след о свежей связи слово-предмет быстро исчезал из памяти колли: через день Чейсер правильно воспроизводила эту связь на случайном уровне.
Джон и бордер-колли Чейсер доказали всему миру, что собаки успешно запоминают человеческие слова и категоризируют, а также применяют метод исключения, чтобы выучить новое :)