1. Что такое нейрокоррекция?
Нейрокоррекция – наиболее современный, безопасный и высокоэффективный метод решения проблем детского развития и обучения.
2. С какого возраста ребенок может посещать занятия по нейрокоррекции?
Нейрокоррекционные занятия могут посещать дети и подростки от 4 до 17 лет.
3. Зачем нужны ребенку нейрокоррекционные занятия?
Нейропсихологическая коррекция положительно влияет на выработку самоконтроля, способствует улучшению пространственного восприятия на всех этапах развития, начиная с восприятия "схемы" собственного тела, и заканчивая восприятием сложного типа речевых конструкций. Комплексная нейропсихологическая коррекция способствует стабилизации и развитию всех структур головного мозга посредством активации высших психических функций в процессе занятия.
4. С какими сложностями у ребенка нейрокоррекция помогает справиться?
Своевременная помощь специалистов в области нейропсихологии – это залог успешной адаптации в детском садике и школе, а также дальнейшего обучения.
Нейропсихологическая коррекция детей является эффективным методом профилактики школьной дезадаптации. В дошкольном и младшем школьном возрасте высшие психические функции (память, внимание, мышление, зрительное, слуховое, тактильное восприятие и т.д.), являются наиболее чувствительными для коррекционного воздействия.
5. Какие есть показания к применению нейрокоррекции?
Нейрокоррекция показана детям, которые наблюдаются у невролога, психиатра, проходят лекарственную терапию и занимаются с логопедом. Задержка психического развития (ЗПР), минимальная мозговая дисфункция (ММД), задержка речевого развития (ЗРР), перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - диагнозы, при которых есть функциональное недоразвитие определенных структур головного мозга ребенка.
6. Как проходит занятия по нейрокоррекции?
Нейропсихологические коррекционные занятия для детей включают в себя систему двигательных (сенсомоторных) и когнитивных упражнений, направленных на системное развитие структур мозга.
Суть двигательных (сенсомоторных) упражнений состоит в том, что воздействие на сенсомоторный (телесный, двигательный) уровень ребенка с учетом общих закономерностей развития способствует активизации развития у него всех высших психических функций (памяти, мышления, речи, восприятия).
В комплекс двигательных (сенсомоторных) упражнений входят:
- Растяжки. Ребенок сам или сначала с помощью взрослого попеременно растягиваясь и расслабляясь постепенно учится управлять своим телом. Одновременно с растяжением и расслаблением нормализуется тонус мышц.
- Дыхательные упражнения. Начиная с самой простой инструкции "вдох носом – выдох ртом" ребенок развивает контроль над своим дыханием, делая его более ровным и глубоким. Управление дыханием позволяет взять под контроль эмоциональное состояние.
- Глазодвигательные упражнения – расширяют зрительные поля, улучшают зрительное восприятия как плоского изображения, так и трехмерного пространства, что является важной опорой для обучения в школе.
- Реципрокные телесные упражнения, когда правая и левая сторона тела поочередно выполняют разнонаправленные движения. Например, в положении "лёжа на спине – руки перед собой" необходимо сначала правую руку опускать наверх, а левую опускать в одноименную сторону, потом наоборот, при этом постепенно ускоряясь. Мелкомоторные упражнения (пальчиковая гимнастика и её вариации) развивают межполушарные взаимодействия, произвольность, самоконтроль, мыслительную деятельность, пространственное восприятие, что важно не только для школьного обучения, но так же и для освоения различных бытовых, житейских навыков, применяемых ежедневно (заправить постель, сварить суп, дойти до пункта назначения, составить планы на день, оценить свои результаты и исправить ошибки).
Целью комплекса когнитивных упражнений является развитие навыков произвольной регуляции, мыслительной деятельности, переключения и концентрации внимания, развития речи и памяти. Упражнения подбираются в зависимости от поставленных целей после диагностики и с учетом динамики индивидуальной или групповой коррекционной работы.
Комплекс упражнений представляет собой бланковые задания и игры, по которым дети учатся находить выход из сложных лабиринтов, искать нужный предмет, знакомятся с буквами и цифрами на ощупь, развивают внимание, скорость реакции, навыки коммуникации в настольных и сюжетно-ролевых играх, а также знакомятся с миром развивающих, веселых и увлекательных игр с использованием мяча, скакалки, обруча, простой бумаги или только своего воображения.
Кроме того, в ходе нейрокоррекционного занятия могут применяться методы релаксации, направленные на снятие мышечного и эмоционального напряжения, способствующие расслаблению и самонаблюдению, а также различные виды массажей (пальцев рук, стоп и ушных раковин).