Доход 27-летнего американца Ninja достигает $500 тыс. в месяц, топовые российские стримеры в месяц пока зарабатывают 1–2 млн руб., но уже собирают тысячи зрителей в прямом эфире. Мир стримеров очень закрытый — они неохотно отвечают на предложения о сотрудничестве, да и рекламодатели часто побаиваются работать с 20-летними игроманами.
Плохой игрок — хороший стример
Онлайн-игры принято считать скорее мужским увлечением, но лицо Twitch становится все более женским — доля девушек на площадке приближается к 30%. Девушка-стример чаще ассоциируется с грудастой моделью, демонстрирующей экстремально глубокое декольте и собирающей донаты от зрителей-мужчин. «На каждый товар найдется купец, в этом нет ничего плохого. Но девушкам тоже хочется быть личностями, а не сиськами и жопой, поэтому контент меняется: много тех, кто действительно хорошо играет в онлайн-игры, поет, рисует или просто болтает с чатом, собирая тысячи зрителей», — говорит стримерша Olyashaa, одна из самых популярных девушек на русскоязычном Twitch.
25-летняя Ольга Саксон — по образованию ИT-специалист, окончила Московский государственный университет приборостроения и информатики. С компьютерами не сложилось, и после выпуска она устроилась сервисным представителем в фармкомпанию AstraZeneca: продавала лекарства фармацевтам в аптеках. «Никто не верит, но я интроверт, и мне очень сложно было просто заходить с улицы и что-то впаривать человеку», — вспоминает Ольга. Через месяц она пережила нервный срыв, но после курса в клинике неврозов вернулась на работу и даже получила повышение.
Саксон жила с молодым человеком, который увлекался онлайн-играми и смотрел стримы на Twitch. «Я понятия не имела, что такое этот Twitch и кто такие стримеры. Но посмотрела пару эфиров Gnumme и тоже подсела», — вспоминает она. Спустя несколько месяцев молодой человек предложил Ольге постримить самой. «Я дико боялась и говорила, что ничего не получится. Но потом подумала: максимум, что я теряю, — несколько тысяч рублей на микрофон и вебку, и решила рискнуть». В 2015 году на Twitch можно было транслировать только игры, и Саксон выбрала самый простой для себя вариант — игру Hearthstone. Первых зрителей удалось набрать довольно быстро: девушек на Twitch в то время еще было немного. «Девочкам намного проще стартовать: все заходят, смотрят, чего она может предложить, но в топ пробиваются совсем не многие».
Саксон не скрывает, что на ее стримы шли, скорее, благодаря ее внешности и подаче. «У меня божий дар — плохо играть в любые игры. Это породило кучу мемов, многие писали «уйди из Hearthstone», но я никогда и не строила из себя киберспортсмена», — признается она. Стримерство Ольга совмещала с работой: освобождалась в районе четырех часов, шла домой и на три-четыре часа садилась за компьютер. Большого дохода это не приносило: за первые полгода она получила донаты на 3 тыс. руб.
Бизнес в прямом эфире
Стримить онлайн-игры в России начали в конце 2000-х годов. Поначалу игроки в Dota 2 и WoW базировались на небольших площадках Justin.tv и GoodGame, а в 2011-м запустился Twitch, быстро обогнавший другие площадки. В 2014-м сервис выкупил Amazon за $970 млн. Сегодня Twitch насчитывает около 2 млн стримеров и 15 млн зрителей ежедневно. «Каждый стример — отдельный маленький бизнес, — рассуждает Артур Авакян из Stream Pub. — Их нужно учить разговаривать с людьми и отвечать на сообщения, рассказывать, что наличными им никто рекламу не оплатит: регистрируй ИП, если тебе нет 18 — попроси маму [зарегистрировать]».
На Twitch работает четыре основные схемы монетизации контента.
1. Донаты от зрителей.
2. Платные подписки на канал (стоят $4,99, позволяют не видеть рекламу, иногда открывают доступ к чатам для подписчиков и розыгрышам призов). Доход делится между стримером и Twitch — чем крупнее стример, тем большая доля ему достается.
3. Сторонние рекламодатели. Могут покупать нативную (стример сидит в футболке с логотипом бренда) или голосовую (проговаривает согласованный текст во время трансляции) рекламу, баннеры с логотипом на картинке трансляции, прероллы и построллы, ссылку на продукт, креативную интеграцию в рекламную кампанию.
4. Реклама от Twitch — рекламодатели закупают ее у площадки, а она сама распределяет ролики между стримерами.
Пока Twitch уступает своему главному конкуренту YouTube в объемах рекламных бюджетов, но эффективность рекламы здесь заметно выше, уверяют участники рынка. «С экономической точки зрения агентству выгоднее работать с YouTube, чем с Twitch: там больше охват аудитории и выше стоимость просмотра (cost-per-view)», — говорит Авакян. Тем не менее эффективность рекламы на Twitch заметно выше, уверяет он. «Стримеры пользуются огромной степенью доверия. На прямой трансляции невозможно ничего вырезать и смонтировать — человек такой, какой есть: переживает эмоции, ругается, радуется, ест, говорит с мамой по телефону. Для зрителей это не абстрактный блогер, это друг», — объясняет эксперт.
По его словам, это заметно улучшает воронку продаж: до этапа покупки доходит значительно больше зрителей Twitch, чем YouTube. «У меня очень «ламповое» коммьюнити: если я скажу им нажать на ссылку, они нажмут, потому что понимают, что это важно для меня», — подтверждает Olyashaa.
Эта же особенность превратила стримеров в экспертов на закрытом рынке онлайн-игр: к их мнению о новинках и трендах прислушиваются охотнее, чем к профильным игровым медиа. «Это магия прямых эфиров: режим реального времени и возможность влиять на то, что происходит на экране. Читая журнал, вы получаете только ту информацию, которую вам дал автор, а стримеру можете задать вопрос и сразу же получить ответ на него», — считает MakataO.