Это забавное название получила одна из осей грузовика, которая может подниматься над дорогой специальным устройством, имеющим пневматический привод. Справедливости ради надо сказать, что "ленивцев" на грузовике может быть несколько - подниматься вверх могут несколько осей грузовика (мостов).
Для чего нужен "ленивец"?
Несмотря на очевидный ответ - чтобы уберечь покрышки многотонного грузовика от износа, когда тот идет порожняком - это не верно.
1. Экономия топлива. Инженеры, создавшие этот механизм посчитали, что если вывести из обращение несколько колес грузовика, идущим без груза, то экономия топлива будет составлять около 3%. Учитывая достаточно высокий расход топлива грузовика, на дальних пробегах экономия будет составлять ощутимую сумму.
2. Экология. Этот пункт следует из предыдущего. Меньше расход бензина или дизеля - меньше вредных выбросов в атмосферу.
3. Безопасность. Управлять пустой фурой проще, если подняты несколько колес. Так же и проще разворачиваться на ней, и набирать скорость, что очень важно при совершении маневров, особенно при обгонах.
4. Защита покрышек от износа. Как видите этот пункт стоит далеко не на первом месте, и его вообще можно рассматривать как бонус при применении "ленивца".
Кто принимает решение о поднятии или опускании колес?
Как ни странно - это не водитель грузовика, решение о применении "ленивца" принимает автоматика.
Когда нагрузка на ось снижается до пяти тонн, срабатывает привод и колесная пара поднимается вверх. Но справедливости ради стоит сказать, что это относится только к современным грузовикам.