Найти тему
Марьям Аллалио

Как создавались законы в исламском мире

Умар бин Аль-Хаттаб, известный в исламском мире своей мужественностью и силой своего благородства был вторым Праведным халифом (634—644) и выдающимся государственным деятелем.

Однажды он готовил обеденные столы для людей в городе, и увидел человека, который ел левой рукой, Умар подошел к нему сзади, и сказал: "О Абдулла, ешь правой рукой". На что человек ответил ему: "О Умар, она занята". Тогда Умар спросил его: "И чем же она занята?" Мужчина ответил ему: "Она была ранена в битве при селении Му'та и теперь неподвижна". Умар сел рядом с ним и заплакал, а затем спросил его: "Кто совершает твое омовение? Кто стирает тебе одежду? А кто тебе моет голову? А кто ... и кто ... и кто ...?" И при каждом вопросе он плакал ...

Затем он умолял его простить за то, что он причинил ему боль, заметив то, причину чего он не знал, и что он не имел силы изменить это.

Картинка свободный доступ интернета.
Картинка свободный доступ интернета.

Так появилось исключение из правила о "чистой правой руке", разрешающее использовать левую руку при необходимости.

Умар имел обыкновение выходить ночью на городские улицы и переулки и бродить обрядившись простым странником, но не для того, чтобы шпионить за своей паствой, а, чтобы осмотреть за её состоянием и узнать нужды людей.

Однажды вечером, проходя мимо одного дома, он услышал как бедуинка, разговаривала со своим отсутствующим мужем, она пела стихи в его память: "...Эта ночь давно потемнела, и его нежность и бессонница заставили меня почувствовать, что нет рядом любимого человека...."

Умар имел обыкновение выходить ночью на городские улицы и переулки и бродить обрядившись простым странником.
Умар имел обыкновение выходить ночью на городские улицы и переулки и бродить обрядившись простым странником.

Халиф Умар не мог забыть этой сцены, от мыслей в голове у него появилась бессонница. Неужели женщина может так сильно скучать по отсутствующему мужу?"-постоянно думал он,-"Неужели она тоскует по любимому человеку, который не может подойти к её кровати?"

Халиф Умар решил все же зайти к этой женщине и спросить её, в чем причина её печали. Он заходит к ней домой и спрашивает: " Что с тобой, сестра? В чем причина твоей печали?" Она ему отвечает: "Мой муж несколько месяцев уже как уехал на поля сражений, и я скучаю по нему".

Повелитель правоверных возвращается к своей дочери Хафсе, да будет доволен ею Бог, и спрашивает ее: "Скучает ли женщина по своему мужу при его отсутствии?" Дочь стыдится и опускает глаза. Умар обращается к ней с мольбой:"Скажи мне дочь моя, Бог не стыдится истины, если бы я не видел этого, то, я бы не спрашивал вас об этом".

Тогда дочь отвечает ему: "Воины уходят в военный поход и остаются там четыре месяца, а то и пять или шесть, и это очень долгое время для разлуки". Затем Умар возвращается в свой дом и пишет командирам послание: "Военный поход не должен превышать более четырех месяцев". И этот вопрос становится законом, который сохраняет самые важные права женщин на своего мужа.

Хотя этот закон не был написан исполнительным аппаратом государства, а скорее он был сформулирован обществом Аль-Арабия и Хафсой, но он был одобрен исполнительным органом государства для организации общества. Таким образом, был сформирован "Закон о женщинах".

-3

Однажды ночью, блуждая по улицам Умар услышал плачь ребенка. Он подошел к матери и стал её отчитывать, говоря ей что если она не может успокоить ребенка, то она плохая мать. На что мать ребенка ответила ему: " Я отняла ребенка от груди, хотя он слишком мал для этого, ему всего шесть месяцев, и поэтому он и плачет. "Тогда Халиф Умар спрашивает её: "Так зачем же ты это сделала? Ведь положено кормить ребенка грудью до двух лет". "Да, положено кормить ребенка до двух лет, а моему только шесть месяцев, но Умар, наш правитель, издал указ, что на каждого ребенка отлученного от груди выделяется 100 дирхамов", - ответила ему женщина. "О, горе тебе Умар, как же ты забыл про грудных детей"-печалился Умар и обвинял себя в страдании невинных детей.

Он возвращается в свой дом, и не может забыть бедного плачущего ребенка, он не покидает его разум и сердце, поэтому он издает указ: "Выплачивать сто дирхамов на ребенка с момента рождения, а не только после отлучения от груди", и этот вопрос становится законом, который сохраняет права детей и защищает их от опасностей раннего отлучения от груди.

Если бы Умар не разговаривал бы с этой женщиной, то, не был бы издан указ о защите прав ребенка, который стал законом. Так возник "Закон о детях".

Картинка свободный доступ интернета.
Картинка свободный доступ интернета.

Умар или Аль-Фарук (это его прозвище) любил своего брата Зайда, который был убит в Медине. Как-то Умар встречается лицом к лицу с убийцей Зайда, который обратился в Ислам и стал членом его прихода. Этот человек обращается к Умару с просьбой, Умар (Аль-Фарук) ему отказывает и гневно отвечает мятежному человеку: "Ей-богу, я не буду любить тебя, пока земля не полюбит пролитую кровь". Аль-Араби с крайним безразличием сказал: "Только женщины сожалеют о потерянной любви. Мои деньги и ваша любовь, потому что между мной и вами нет ничего, кроме прав и обязанностей".

Командир Правоверных не мучил его и не сажал в тюрьму. Он сделал это только из-за своей веры в право этого бедуина выражать свое мнение. Умар подавил свой гнев и пошел блуждать дальше. Мужество этого араба сформировало в обществе Закон о свободе выражения мнений,"Закон о свободе слова".

В одну из пятниц, обращаясь к Умару, женщина лишила его в титула Командующего правоверными, она сказала:"Ты совершил ошибку, О Умар", и это было по порядку ведения заседания, (она обратилась к нему как простому человеку без титула). Она сказала, что женщины из числа простых людей отвергает закон о приданом, разработанный аль-Фаруком Умаром .

Умар не приказал посадить женщину в тюрьмы, и не приказал выпороть её, скорее он признал ошибку явным текстом. Он сказал: " "Умар допустил ошибку и ранил женщину", затем отозвал свой закон и предоставил обществу вопрос определения приданого в зависимости от возможностей...

Общество должно являться источником законов.
Общество должно являться источником законов.

Что касается неприкосновенности жилища, то оно гарантировалось и охранялось в эпоху Фарука и в эпоху Праведных халифов, а также в отношении свободы собственности. Сохранность и охрана собственности была гарантированна также в эпоху Праведных халифов в самых дальних уголках государства, установленным исламским законом в этой области.

Когда Умар ( да будет Бог доволен им) был вынужден по политическим и военным причинам эвакуировать христиан Наджрана и евреев Хайбара из сердца Аравийского полуострова в Ирак и Левант, он приказал им передать землю в размере их потерянной земли в местах, куда они переехали из уважения и признания права индивидуальной собственности.

Когда Умар был вынужден лишить людей права собственности на некоторые дома, при расширении Большой мечети в Мекке, он распорядился выплатить людям справедливую компенсацию независимо от их веры. Эта компенсация была признанием права индивидуальной собственности, которая не может быть конфискована, даже в случае государственной необходимости, кроме как после судебного преследования владельцев. Так появился "Закон на неприкосновенность жилища и свободу собственности".

В проповеди Умара, когда он вступил в халифат прозвучала такая фраза: "Помоги мне повелевать себе добро, запрещать зло и давать советы".

Критика или советы правителю в эпоху аль-Фарука и праведных халифов были широко открыты. Кто из вас увидит во мне перекос, пусть поправит его. Тогда к нему подошел человек и сказал: "Ей-богу, если бы мы увидели в тебе перекос, мы бы поправили его своими мечами!" Умар сказал: "Хвала Богу, сотворившему в этой стране человека, исправляющего ошибки Умара своим мечом".

Аль-Фарук считал осуществление конструктивной политической свободы (совета) обязанностью прихода, и правитель имеет право просить об этом: "О приход, мы имеем право на вас, совет невидимым и помощь во благо".
И он считал, что это право любого человека в стране наблюдать за ним и исправлять его искривление. Даже острием меча. Он сказал людям, если он собьется с дороги: "О люди, те кто из вас увидит во мне перекос, пусть поправит меня".

Он обычно говорил: "Я люблю людей, которые рассказали мне о моих ошибках", и еще он сказал: "Я боюсь, что совершу ошибку, и никто из вас не вернет меня из-за страха передо мной".

Был один случай с Умаром Ибн аль Хаттабом (да будет доволен им Аллах). Однажды он, заходя в мечеть, попросил одного мужчину посмотреть за его лошадью. Когда Умар Ибн аль Хаттаб (да будет доволен им Аллах) вышел из мечети, тот человек украл его уздечку и сбежал. Умар поймал свою лошадь и попросил прохожего мужчину пойти на базар и купить ему новую уздечку.

Когда Умару Ибн аль Хаттабу (да будет доволен им Аллах) принесли новую уздечку, оказалось, что это та самая уздечка, которую у него украли. Тогда Умар Ибн аль Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал, что хотел отдать деньги, которые он потратил на уздечку, тому человеку, который украл её, за то, что он посмотрел за его лошадью, но человек сам выбрал путь заработка.
Это говорит о том, что этот человек сам выбрал, каким путем он заработает: дозволенным или недозволенным в Исламе.


Высказывание Халифа Умара указывает на то, что недопустимо получать признание от подозреваемого в преступлении под давлением или угрозой, независимо от того, является ли используемый метод материальным (например, лишение его участия в торгах или конфискация его денег) или моральным (например, прибегая к угрозам или запугиванию его любым видом наказания).

Это высказывание указывает на то, что право на защиту уважалось и защищалось.

Так создавались законы, то есть в соответствии с целями общества, и его нуждами, погружаясь на дно целевого сообщества.

Общество должно являться источником законов, а не авторитарно.

Источник:

Из истории арабских завоеваний.

https://royallib.com/read/bolshakov_oleg/istoriya_halifata_tom_1_islam_v_aravii_570633.html#286720

http://fengshui.com.ru/spori/vzyatka-eto-greh.html

https://gazetaingush.ru/eksklyuziv/vorovstvo-tyazhkiy-greh-proklyatyy-allahom