Найти тему
Издательство CLEVER

Сказкотерапия, или лечение сказкой. Как это работает?

О целебной силе слова рассказывает детский писатель, настоящий мастер сказок, создатель проекта «Сказкотерапия на каждый день» и мама двоих очаровательных мальчиков Татьяна Куриленкова.

Сказкотерапия возникла в качестве направления психотерапии и зарекомендовала себя как очень эффективный метод. Скоро терапевты стали применять его в воспитании собственных детей, потому что поняли: таким образом можно решать очень широкий спектр бытовых проблем.

Ребенок не хочет чистить зубы — придумаем сказку, которая поможет ему осознать важность гигиены; не хочет учиться — сочиним историю, которая объяснит, зачем это нужно.

Сегодня сказкотерапия становится все более популярной, а сочинение терапевтических историй доступно всем. Это не очень сложно, вы обязательно поймете, как они устроены, когда почитаете пару примеров.

Что такое терапевтическая сказка?

Терапевтическая сказка дает возможность любой жизненный опыт, который мы хотим передать ребенку, представить в форме увлекательной истории. В такой форме ребенку проще переварить любую информацию, но есть и другие факторы, которые делают метод эффективным.

Когда вы читаете ребенку сказку, вы общаетесь на равных. Здесь нет учителя и ученика, нет советника и того, кто принимает совет. Положа руку на сердце, давайте спросим себя: нравится ли нам, когда нам дают советы, особенно непрошеные? Если мы не просили, а нас начинают поучать?

Опыт, который заложен в сказках, не воспринимается как ваше наставление, ребенок воспринимает его как собственное достижение. Свое озарение он скорее захочет применить в жизни и увидеть, как это работает.

Как работает терапевтическая сказка?

На примере книжки «Сладких снов» расскажу о том, сколько полезного может быть заложено в терапевтической сказке. Эта история создана для деток, которых мучают ночные кошмары, и у меня есть примеры из практики, когда одна она смогла решить эту достаточно сложную проблему. Как устроена эта сказка?

-2
  • Героиня сказки, маленькая девочка, видит страшные сны, плохо спит, постоянно просыпается. В какой-то момент, проснувшись, она слышит плач и обнаруживает на подушке маленького растроенного гномика. Оказывается, под подушкой у каждого ребенка живет гномик, который приносит ему сны! Гномик говорит девочке, что он очень старается придумать для нее сны, которые ее бы порадовали. Девочка очень удивляется и отвечает, что ей совсем не нравятся страшные монстры и драконы. Гномик недоумевает: раньше он жил у мальчика, который любил фантастические сны про драконов, а когда мальчик вырос, гномик переселился под подушку к девочке и стал нашептывать ей те же истории. Гномик предлагает решение: каждый вечер перед сном девочка будет рассказывать, что ей хотелось бы увидеть во сне. Так и договорились, и отныне гномик посылал ей только самые сладкие и счастливые сны.
-3
  • Во-первых, сказка транслирует очень успокоительную мысль о том, что кошмары — это решаемая проблема. Нет никакого злого источника или могущественной силы, которые посылают ребенку эти сны. Наоборот, никто не хочет, чтобы он видел плохие сны, это лишь результат какого-то недоразумения, которое можно устранить.
  • В сказке дается действенный метод избавления от ночных кошмаров, который применяется на практике. Один из самых эффективных приемов — как следует настроиться хороший сон. Ребенок придумывает сюжет своего счастливого сна, засыпает в мыслях о нем, и в результате ему снится что-то похожее.
  • В книжке достаточно веселые иллюстрации — это специальный психологический прием, когда страшное превращается в смешное.

Как придумать свою сказку?

  • Мы можем заложить в сказку абсолютно любую идею — например, о том, что позитивное взаимодействие с миром является более действенным, чем негативное. Часто родители сталкиваются с этим: ребенок хочет внимания, и первое, что ему приходит в голову, — это добиться своего с помощью слез, капризов, истерик. Сказкой мы можем объяснить малышу, что можно просто подойти и обнять родителей вместо того, чтобы начинать плакать и закатывать скандалы.
  • Самую важную мысль лучше всего вложить в уста персонажа, который вызывает у ребенка уважение. Тогда мы особенно выделим главную мысль.
  • Часто сказки начинаются с нарушения каких-то запретов: кто-то что-то делает неправильно, и его поступок имеет ошеломляющие последствия. И чем более они поразительные, тем увлекательнее сюжет сказки, тем интереснее наблюдать, как герой будет исправлять свою ошибку. Так вот сказка дает возможность использовать гиперболу и преувеличить негативные последствия от неправильного поступка. Мы убиваем сразу двух зайцев: делаем историю интереснее для ребенка и усиливаем отрицательное значение плохого поступка. Но гипербола обязательно должна быть обоснована сюжетом и сказочностью, иначе доверия к этой сказке у ребенка не будет.

Книжки с полезными сказками Татьяны Куриленковой можно полистать здесь.

Читайте также:

Ребенок дерется, обзывается, грубит — как справиться и не сделать хуже;
Чек-лист для родителей: что должен уметь дошкольник и как легко обучить его дома?;
Даже самые внимательные родители часто забывают о важном аспекте воспитания