Привет мои дорогие друзья!
Долго же я Вас мучил ожиданиями ...
Много информации об этой точке на карте пришлось пересмотреть, изучить и сравнить, прежде чем почувствовал готовность дописать эту статью. Еще раз прошу прощения что томил Вас в ожиданиях!
Иншаллах вам понравятся мои труды!
Итак друзья!
Село Хой находится высоко в горах, на высоте около 1826 метров, не далеко от озера Казеной-Ам, в Веденском (ранее Чеберлоевском) районе Чеченской Республики.
Строения сложенны из камней так плотно подогнанных друг к другу, что скрепляющий раствор не применялся. Хой так гармонично вписывается в суровый пейзаж окружающий его, что порою становится незаметным.
Строения сливаются с окружающими их скалами, а боевые башни становятся их (скал) продолжением. Глядя на всю эту суровую красоту, невольно соглашаешься с тем что название аула, действительно, произошло от чеченского слова "Хо" - дозор, стража, а Хой - поселение стражников. Ведь дозор и стража должны быть бдительными и незаметными!
Точную дату основания села не может сказать никто, но учёные не сомневаются что данное поселение является древнейшим из поселений чеченцев и возраст его сравним с возрастом Дербента*.
Несомненно одно, история заселения этих мест намного древнее официального возраста дагестанского города. Около пяти тысяч лет назад заканчивался ледниковый период. Льды стали отступать и таять, появились луга пригодные для пастбищ, а таяние ледников насыщало влагой землю и питало образующиеся реки и ручейки. Люди начали селиться в предгорьях, в наиболее удобных местах, богатых плодородными землями ...
освоение высокогорных мест началось несколько позже - 2.5-3 тысячи лет тому назад.
Однако! Я уверен что жители селения Хой были свидетелями обвала южного склона хребта Кашкерлам образовавшего естественную запруду, образования озера Казеной-Ам, и именно они своими свидетельствами поспособствовали возникновению легенды о сгинувшем в пучине вод озера селении Эйзеной.
Когда же появилось это село? К сожалению, утверждать что либо я не могу, но высказать свою версию мне ни кто не запрещает!)
Не согласны? Хотите поправить? Добро пожаловать в комментарии!
Так вот! Я изучил много материала, в основном он из под пера чеченских авторов и очень противоречив ...
ну например они одновременно утверждают что аул Хой по возрасту сравним с Дербентом, которому по официальным источникам, примерно, 2000 лет ....
Одновременно с этим, они сообщают нам что высокогорье стало заселяться людьми, спасающимися от войны, тогда-когда по Кавказу и Каспийскому побережью прошлись огнем и мечом, сначала Татаро-монгольские орды, а затем тумены Тамерлана ...
вот и получается что; горы стали заселяться жителями предгорий, равнин и побережья Каспия, спасающимися от завоевателей 2000 лет назад, а потомки Чингизхана и Хромой Тимур совершали кавказские походы, не позднее 800 лет тому назад ...
Нестыковочка!)
Я думаю что, скорее всего, заселение высокогорья происходило вместе с развитием торговли и прокладкой торговыми караванами новых троп через горные перевалы ....
Заметьте! Я специально не расставляю акцентов и не называю народы осваивавшие эти земли! Я не могу утверждать кем они были! Знаете? Есть доказательства? Пожалуйте в комментарии!)
Не знаю как тогда, в конце I века до нашей эры, назывался "Великий Шелковый путь" (ибо такое название было введено в научный оборот, только в 19 веке), но завоевания Александра Македонского дошедшего, по разным версиям, до Северного Кавказа или намного дальше (есть версия про то что он шел путем Диониса), а так же существование на Кавказе, в рассматриваем нами временной период, крупных племенных объединений и государств (Сарматы, Скифы, Аланы, Кавказские Албанцы, Хазарский каганат, ...) способствовало развитию торговых путей ...
А как идут торговые дороги? Есть несколько правил от которых зависело как пойдет караван:
1) Удобство передвижения (желательно чтобы была ровная местность без естественных преград)
2) Снабжение водой (животные и люди пьют намного больше чем едят)
3) Безопасность каравана
4) Кратчайший путь к месту назначения
Прочитав все эти пункты вы можете возразить - "Эй! Пункт №1 - Удобство передвижения! Какое это удобство - ПЕРЕТЬСЯ ЧЕРЕЗ ГОРЫ И УЩЕЛЬЯ?"
И тут, я отсылаю вас к пункту №3 ...
БЕЗОПАСНОСТЬ!
Безопасность груза - главное что влияет на выбор маршрута!
Именно по соображениям безопасности караванщики меняли удобные маршруты проходящие по равнинной местности на более короткие, трудные, НО БЕЗОПАСНЫЕ тропы через горы по перевалам и ущельям. Если посмотреть с точки зрения караванщика, то дорога проходящая по дну ущелья на скалах которого примостился аул Хой - самое то что надо!
Смотрим:
1) Относительное удобство передвижения (тропы по дну ущелья удобны для передвижения людей и вьючных животных)
2) Снабжение водой (по дну ущелья бежит речка Ансалта)
3) Безопасность (тут есть плюсы "+" и минусы "-", рассмотрим их чуть ниже)
4) Кратчайший путь (как раз кратчайший путь от южного побережья Каспия до северного побережья Чёрного моря и далее в Европу проходит через кавказские горы)
Итак! Снова безопасность? Да! А что может быть главнее для купца везущего товары, которые часто и составляли все его (и не только его) имущество?
Плюсы и минусы в вопросах безопасности прохождения торговых караванов по дну ущелья близь аула Хой:
+ караван не виден
+ караванщикам легко ориентироваться
- возможна засада наверху ущелья
- нет контроля за тем что происходит наверху ущелья
...
"А при чём здесь Хой?" - спросите Вы!
- А притом, что укрепленный пункт, в котором может разместиться дозор из хорошо вооруженных и обученных воинов, превращает минусы в плюсы!)
Вот так, я думаю, и появились первые обитатели этого места - не зря же ему дали такое название "Дозор", "Город стражников" - а кто они были и откуда пришли у меня информации нет и я утверждать ничего не могу и не буду!
Как это часто бывает, удачный выбор места и возможность постоянного заработка (охрана, снабжение караванов, приют больным, ночлег, ...), привели к, постепенному, увеличению численности, постоянно проживающих на краю каньона, людей.
Кстати! Возможно, что там-же могла проходить граница между какими то территориями, или это было стратегически опасное для вторжения направление и одновременно удобное для отпора врагу, что тоже могло способствовать развитию населенного пункта Хой (или как он тогда назывался ...) как укрепленно-оборонительного-сооружения, аула-крепости, заставы, дозора - "Города стражников".
Как вам такая версия?)
Мне, она нравится, ибо другого объяснения, для создания здесь столь мощного и многолюдного укрепленного поселения, я просто не вижу! Для чего еще столько народу поселилось на таком, извините меня, неудобье? Это как едешь по дороге, кругом ничего, одни степи да поля, или горы и пригорки, ...
и тут, БЭМЦ, шашлычка! "Добро пожаловать генацвалле!"))))
Ну и естественно, что "застава" стала, еще больше, разрастаться и увеличивать своё население с началом военных действий в предгорьях и на равнинах ...
Куда бежать гонимому войной населению?
Любая война внизу, автоматически увеличивала прирост населения на высокогорье ....
так рос и аул Хой! Жителям предгорья пришлось уходить с обжитых мест все выше и выше, преодолевать скалистые массивы, забираться на высокогорные плато или спускаться в глубокие ущелья приспосабливая суровую местность под свои нужды.
Архитектура аула Хой как оборонного комплекса с башнями, окончательно сформировалась примерно в 14-15 веках, но следы оседлого проживания людей, как я говорил выше, датируются концом периода, который мы привыкли называть, "до нашей эры" - началом периода, который мы называем, "наша эра".
Находясь в прекрасном месте, на пути из современного Дагестана в современную Чечню, селение развивалось и росло. Его жители осваивали торговлю с соседними регионами, ремесла, скотоводство и земледелие ...
Говорят что, к 1867 году ** в ауле Хой, по каким то "историческим документам" (которых я найти не смог), было около 200 дворов, в которых проживало около 2000 человек.
На территории поселения я увидел как минимум 5-6 интереснейших объектов:
Башня боевая (полностью восстановлена по рисунку) была взорвана в начале 2000-х годов по приказу одного полковника, который посчитал что она, башня, служит укрытием боевикам (ну не му..к?).
Хорошо что, чудом, сохранился её рисунок ...
Башня сторожевая (в основном сохранилась со времен своей постройки); Считается что, именно эта башня, была построена в Хое ещё в 14-15 веках, имела назначение сторожевой и там, постоянно, находилась вооруженная охрана, на случай нападения врагов.
Одна из старейших мечетей на территории Чечни (в основном сохранилась со времен своей постройки), она интересна тем что михраб, указывающий направление на Мекку, своей кладкой выпирает из стены, а так-как молельная комната находилась на уровне второго этажа - он нависает над первым ...
Зал со сводчатым потолком и колоннами (в основном сохранился со времен постройки)
Петроглифы
Арабская вязь (скорее всего использован, камень с вязью, вторично как строительный материал)
Могилы древнего кладбища (оно довольно обширно)
Из этого исторического поселения берет своё начало, один из чеченских, тайпов (тейпов) - тайп Хой, входящий в одно из девяти мощных объединений тейпов – тукхумов – под названием Чеберлой.
PS. Не могу не написать про, недавно, произошедшее событие:
Аул Хой восстановлен и глава Чеченской республики (кстати у него сегодня, 5 октября, день рождения) принял участие в торжественном открытии историко-архитектурного комплекса ...
А когда стемнело состоялось световое шоу ...
Так-что будете в Чечне - обязательно прокатитесь по "Царской дороге", посетите озеро Казеной-Ам и музей под открытым небом "Город Стражников Хой"!
Не пожалеете!
-------------------------------
Дербент* - город-порт в Дагестане, на берегу Каспийского моря, официально признанный возраст, около, 2000 лет.
1867 ** - источники, называя количество человек проживающих в ауле Хой, указывают на документы не называя их и не давая ссылки, перепись населения Российской империи была только в 1897