Недавно послушал онлайн русскую народную сказку "Колобок". И просто, без всякого умысла, спросил коллегу по работе: "Какая мораль в этой сказке?". Ответ меня не то чтобы удивил, но немного напряг. Коллега ответил: " Всегда прав тот , кто всех хитрей."
Мне стало интересно, и я задал тот же вопрос еще нескольким своим друзьям. Оказалось, что мораль у каждого своя. Самый смешной ответ был:- " Не надо уходить из дома и шляться где попало." А самый пессимистичный :-" Если ты колобок, то тебя по-любому съедят." А еще один товарищ высказал оригинальную версию:- " Неизвестно из какой муки был испечен колобок, возможно он был совсем и не белый." Вот Вам и современная интерпретация колобка.)
Понятие ш о к-контент появилось совсем недавно, как и слово контент. А ведь большинство народных сказок подпадают под это определение. Да и не только народных, но и авторских. В чем был смысл сказок? Конечно уберечь наших детей от всевозможных неприятностей. Но появятся ли такие сказки в будущем-большой вопрос. Скорее нет, чем да.
У сказки " Снегурочка" много вариантов, но мы все помним как она растаяла, прыгая через костер. В " Красной Шапочке" Шарля Перро, вообще сплошные у ж а с ы. Да и у Пушкина А.С.- тайно сбрасывают мамочку с ребенком, в законопаченной бочке, в бездну вод. Чем не ш о к -контент? Попробуйте сейчас такое написать.
Помню как темными вечерами, будучи детьми, сидели на лавочке возле дома и рассказывали друг другу страшные истории. Придуманные истории конечно. Потом неслись наперегонки к своим квартирам, зажав ключи от дверей в руках. И ничего, как говорил Аркадий Исаакович Райкин, целое поколение выросло.
Кто не знал то время, тот может сильно удивиться: В то время дети могли спокойно спать на раскладушках возле дома, когда стояла жара. И квартиры не запирались и на дверях висели марлевые занавески. В крайнем случае ключ лежал под ковриком и записка на двери об этом спокойно сообщала.
К чему я все это пишу? А не перегибаем ли мы палку, пытаясь оградить себя от всего негативного? Я имею ввиду именно публикуемый на разных площадках контент. Мы мотивируем это именно тем, что негатива и в жизни хватает. Статья, в которой употребляются определенные "негативные" слова( в заголовке тем паче), легко может потерять большое количество показов или вообще остаться без рекламы.
Речь не идет о тупых ужастиках без всякого смысла или простом смаковании произошедших т р а г е д и й. Речь идет о простых историях из жизни, которые не всегда хорошо заканчиваются. Сейчас все может попасть под понятие"нежелательный контент".
Не рискуем ли мы вырастить чрезмерно мягкотелое поколение? Мы так стремимся оградить себя от всего негативного , что забываем про реальность. А реальность не всегда гладкая и пушистая.
Не хотелось бы прочитать сказку про то, как колобок обработал ногти, посетил барбершоп и лису от него стошнило.
Хотелось бы, чтобы и Баба Яга и Леший и Кикимора болотная и Кощей бессмертный оставались с нами как можно дольше. "Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок" ( А.С.Пушкин.)
Для заголовка взята строчка из песни группы" Уматурман".