Это что за новая шлюха? Парижская звезда, художник Моисей Кислинг удивлен и очарован. Но чтобы обидеть Кики, нужно что-то посильнее, чем назвать ее шлюхой, она и сама про себя все прекрасно знала. Ответив что-то в том же духе, через минуту они оба хохотали на всю улицу, а через полчаса она уже у него в квартире. Он делает с ней то же, что и весь Париж. Моисей Кислинг рисует портрет мадемуазель Кики.
Она, конечно, никакая не мадемуазель. Незаконно рожденная, нищенка. Алиса Эрнестин Прен родилась 2 октября 1901 года, в деревушке в Бургундии. Своего отца никогда не знала, была брошена и матерью на попечение бабушки. Правда, потом, когда мать устроилась в Париже, она все-таки перевезла дочь к себе. Алиса то сутками работала в пекарне, то во время Первой мировой подбивала сапоги солдатам. А потом вдруг попала в мастерскую к скульптору и поняла, что жизнь может быть совсем другой- стоит только раздеться. То, чем она начала заниматься, парижская богема красиво называла работой натурщицы. Но мать, когда узнала об этом, произнесла другое слово- «проститутка» и прокляла ее.
Что в ней было такого, что сводило с ума весь Париж? Ведь и не скажешь, что красавица?
Крестьянская свежесть, естественность? Но таких было много, а все художники Парижа бросились писать именно ее. Модильяни, Пикассо, Хаим Сутин. А Алиса в этом созвездии наконец-то встретила первую любовь - польский художник Морис Менджинский подарил ей крышу над головой, скромные ужины каждый вечер, 7 лет счастья каждую ночь - «и ничего, что туфли на три размера больше». Но главное- он дал ей имя. Менджинский назвал Алису - Кики, а вслед за ним и весь Париж прогудел - Кики де Монпарнас, королева Монпарнаса.
Еще в самом начале 20 века художники стали перебираться с Монмартра на юг Парижа, сделав Монпарнас центром культурной и туристической жизни.
Но когда Менджинский собрался еще южнее- на Лазурный берег, Кики с ним не поехала. Осталась в Париже и вытянула счастливый билет. Ее рисует Цугухару Фудзита. Выходец из Японии, он еще при жизни получил международную известность.
Его «Лежащая обнаженная» производит фурор. Фудзита продает картину за 8 тысяч франков и о, Боги, у Кики впервые в жизни появляются деньги. Этот скромный японец половину тогда отдал ей. На всю жизнь они останутся самыми нежными друзьями. Кики, как ни странно, с мужчинами умела и дружить.
Ее в то время знают все, испанский скульптор Пабло Гаргальо отливает ее лик в золотом цвете- и это одна из самых знаменитых в мире скульптур. Ее лицо так любят художники - ведь стоит чуть добавить румян и помады, и оно меняется. Каждый раз перед ними словно другая женщина.
Но на этом лице вот уже который день застыла лишь одна маска- тоски. Неужели все кончено? И она его больше не увидит? А ведь она влюблена. И безнадежно. И ведь призналась в своей любви первой- в традициях любимого Пушкина этого сумасшедшего русского.
Кики с Монпарнаса околдована Ваней, впрочем, как и весь Париж. В 1920–х многие француженки своих сыновей называют Иванами. У Ивана Мозжухина бешеная популярность. Один из первых русских киноактеров только что бежал из красной России, и в Париже тоже становится звездой немого кино.
Невероятные гонорары, номера в лучших гостиницах, самые лучшие французские рестораны. «Приди ко мне снова, приди, я хочу кусать тебя» - Кики вглядывается в темноту ночи и ждет. Снова до утра она так и не заснет, и снова пропустит вечеринку в любимом баре, а публика так и не услышит ее красивый голос, поющий не совсем пристойные песни. Но это не важно.
Единственное, что ее сейчас занимает- почему эти серые русские глаза всегда такие холодные? И какая же она королева, она его служанка, рабыня- ее Ваня может делать с ней все, что захочет. У Мозжухина много женщин, много денег, но страсть лишь одна- кино. Только этому он готов отдавать всего себя. И никакая королева Парижа над этим не властна.
Кики страдала. Почему она всегда влюблялась в мужчин, которых ей приходилось делить с очень страшной соперницей- искусством. Впрочем, она снова про себя все знала- на другого бы она и не посмотрела. Ее волновали только поэты, художники, актеры. Да, их было много. И все они видели в ней не только тело.
Американский фотограф и художник Ман Рэй, в романе с Кики создал еще один шедевр. Это же ее спина. В изгибе - два черных знака и тело становится музыкальным инструментом. Весь мир теперь знает эту «Скрипку Энгра». А ведь друзья Рэя над ним посмеивались, высокоинтеллектуальные и блестяще образованные - ну что он нашел в той, которая даже не окончила школу?
В 28 лет Кики выпускает свои мемуары. А предисловие к ним пишет никто иной как Эрнест Хемингуэй. Это единственная книга на свете, к которой он когда-либо делал предисловие. Но Хемингуэй предупреждает- переводить эту книгу опасно, Кики пишет с ошибками, но это так трогательно. Ни один переводчик не сможет это передать. Как только ее мемуары выходят на английском, американская цензура их сразу же запрещает. Безыскусно и искренне, с крепким словцом и без ханжества, Кики пишет о своей жизни. А в ней уже было слишком много запрещенных законом веществ.
Ее век на Монпарнасе оказался недолгим. Кики и всего то прожила 51 год. Последние лет 15 в забвении и не похожей на себя прежнюю. На ее похороны пришел лишь один художник - тот самый японец Цугухару Фудзита. Но как говорил Хемингуэй - «Кики царила в той эпохе Монпарнаса куда заметней, чем королева Виктория в эпохе викторианской».